Пресвятая Богородица. Основные праздники: Благовещение - 7-е апреля,
Успение - 28-е августа, Рождество - 21-е сентября, Покров - 14-го октября,
Введение во храм - 4-е декабря.

маркированный список

В начало

маркированный список

Назад

маркированный список

Дальше

СКАЗАНИЯ О ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(продолжение)

V.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

По всем человеческим соображениям казалось, что благодатной вести о явлении в мир Meccии приличнее было-бы раздаться в Иерусалиме, “граде Божием”, где по преимуществу были сосредоточены тогда мудрецы и учители Иудейские, так много толковавшие о Мессии и будущем царстве Его, с таким вниманием изучавшие пророчества о Его лице и жизни, с такою заботливостию следившие за всеми знамениями Его близкаго пришествия и, повидимому, с таким пламенным желанием ожидавшие этого пришествия. Однако не ученому Иерусалиму и не другому какому либо знаменитому городу тогдашняго миpa, а тому же скромному Назарету, где жили родители Пресвятой Девы, суждено было первому услышать и принять спасительную весть. Дивно место, избранное для благовестия великаго таинства, но еще более дивно Лице, которому оно возвещено! Тайна спасения мира открыта не людям важным и сильным - руководителям народа, не книжникам и законодателям - этим светилам науки, а бедной и неизвестной Деве, смиренно проживавшей в хижине древоделя. Правда, этот древодель и эта обрученная ему Дева происходили из царственнаго рода; но знатность их рода, как выше означено, давно была забыта.
Таким образом тайна пришествия в мир Спасителя с самаго начала как-бы удаляется и скрывается от всего, что мир называет великим и высоким, т. е. от его могущества, мудрости, богатства, великолепия, славы и почестей. В этом обстоятельстве прежде всего видна премудрость Божия, избравшая такия средства, чтобы внушить людям мысль о высоко-духовной стороне этой тайны.
Другая причина смиреннаго пришествия в мир Господа скрывается в тогдашних обстоятельствах мира. Политическое положение вселенной, стонавшей под железным игом Римлян, было таково, что народы видели во властителях своих - людей гордых и своенравных, смотревших на низших себя с крайним презрением и распоряжавшихся достоянием, честью и даже жизнию их по своему произволу. Умственное состояние того времени было не менее плачевно: мудрецы или, по крайней мере, так называвшие себя, истощив все усилия для удовлетворения высших требований ума о цели бытия мира и человека, разделились на разные толки или школы противоположных направлений, то допускавшие суровую стоическую добродетель, то безусловно следовавшие грубой чувственности, то сомневавшиеся в бытии Всевышняго существа и т. д. В самом избранном народе Божием, которому была вверена Богооткровенная премудрость, истина до того помрачилась, что Господь Иисус Христос - истинный Мессия - был отвергнут; речи Пророков были забыты или истолкованы неправильно; появилось множество сект, и некоторыя, например саддукейство, оспаривали истину в самом существе ея.
Что-же сделал премудрый в своих судьбах Господь, чтобы, благовестив тайну спасения, возродить мир к новой жизни и соединить всех узами братской любви? Он открыл эту тайну в бедном и малоизвестном Назарете, в убогой хижине древоделя, чистейшей и смиренной Деве.
Живя в Назарете, Дева Мария все более и более утверждалась в добрых правилах, каким научилась в храме Иерусалимском. Пребывая большею частию в уединении и безмолвии, Она занималась Богомыслием и молитвою, чтением священных книг и рукоделием. Наученная во время проживания Своего при храме рукодельям разнаго рода, Пресвятая Дева могла употреблять на них ту часть времени, которая оставалась Ей от молитвы и чтения Св. Писания. В самом деле, предание говорит, что священники храма Иерусалимскаго, по совещании между собою, признали необходимым сделать новую завесу пред Святым святых, а поэтому положили призвать нескольких чистых дев из племени Давидова, которым можно было бы поручить эту священную работу. Посланные слуги и глашатаи храма долго искали повсюду таких дев и, нашедши из них семь, привели с собою в Иерусалим. В это время священник, исполнявший обязанность первосвященника, вместо чудно онемевшаго Захарии (Лук. 1, 22), вспомнил об отроковице Марии, бывшей воспитаннице храма, что Она также происходила из племени Давида и была чиста пред Господом, а потому и послал за Ней. По прибытии Марии ввели всех предназначенных для работы дев во храм, и священник сказал им: “киньте жребий, кому достанется прясть золото и амиант, кому бумагу и шелк, и кому гиацинт, червлень и настоящую багряницу”. Кинули жребий - и достались на долю Пресвятой Марии червлень и настоящая багряница; получив Свою долю, Она тотчас же отправилась в Назарет. В доме Иосифа Она любила те же благочестивыя упражнения, к каким привыкла в храме, так что этот дом сделался для Нея тем же домом молитвы, каким было и Святое святых. Здесь, как и при храме, Она проводила самую кроткую, смиренную и молчаливую жизнь. Чуждая надменности, Она никого не огорчала и, почтительная к старшим и родственникам, ко всем была доброжелательна.
Таким образом текли дни Пречистой Девы в доме Иосифа, как-бы в прежнем Ея священном обиталище, и Она здесь, среди людей, была как-бы одна; находясь постоянно в трудах и заботах домашних, жила для одного лишь Бога.
Но уже приспело от века ожиданное “лето Господне”, наступило время возстановления рода человеческаго и искупления мира. Настал день, нетерпеливо ожидаемый в течение пяти тысяч лет, в который - по словам царственнаго Пророка Давида - “милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася”: истина и правда, - в правосудии Бога, требующаго удовлетворения за грех прародителей, милость и мир - в снисхождении Сына Божия до образа человека.
“Бог - говорит св. Андрей Критский - с сожалением взирая на род человеческий, уже растленный грехопадением, вспомнил о творении рук Своих, не презрел Своего создания, и из преблагих и пренепорочных недр Своих послал в конце веков Сына Своего, равнаго Себе и по власти, и по силе, и по благости”.
“Призвав для благовестия о великой тайне воплощения Сына Божия Гавриила, одного из первых Ангелов - (говорит св. Григорий Неокесарийский, украшая краткий Евангельский разсказ цветами духовнаго витийства) - Бог изрек ему: “иди, Архангел, и будь слугою страшнаго и сокровеннаго таинства: послужи чуду. Движимый благоутробием Моим, Я спешу взыскать заблудшаго Адама. Грех обезобразил созданнаго по образу Моему, повредил творение рук Моих, и омрачил красоту Мною созданную, жилище рая пусто; древо жизни охраняется пламенным оружием; место сладости и блаженства заключено: хочу помиловать бедствующаго и связать врага. Но я хочу сокрыть это таинство от всех сил небесных и тебе одному вверяю его”. “Иди в Назарет, город Галилейский - (дополняет изложение св. Григория св. Андрей Критский) - иди в Назарет, в котором живет Отроковица Дева, обрученная мужу, именем Иосифу; имя Деве - Мария. Иди и скажи Деве, то благовестие радости, котораго лишилась никогда Ева, и не смущай души Ея: ибо это благовестие радости, а не печали; это приветствие веселия, а не уныния”.
Архангел - продолжает св. Андрей Критский - "выслушав Божественное вещание и узнав повеление, изреченное ему гласом Божиим, но превышающее силы его, находился между страхом и радостию. Не сознавая себя достойным к исполнению Божественнаго поручения, но не дерзая и отрицаться от него, он, повинуяся гласу Божию, полетел к Деве. “Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный”, - говорит св. Церковь.
В это время Преблагословенная Дева - по преданию - читала книгу прор. Исаии. Ей раскрылись слова: “се Дева во чреве приимет”... В увлечении Божественной любви и пламеннаго нетерпения скорее узреть обетованнаго Мессию, Она стала молитвенно взывать к Его милосердию: “когда же настанет то вожделенное время, и Создатель Мой благоволит сойти с небес и принять плоть человеческую”?
В это мгновение молитвенных и святых размышлений предстал пред Нею Архангел и, как-бы отвечая на мысли Ея, произнес: "радуйся, благодатная: Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!". “Господь - как-бы так говорил Архангел - ныне с Тобою и вскоре родится от Тебя: одно рождение Его было вечное, это же будет временное. Сам Царь неба и земли здесь присутствует и всецело воплощается в Teбе со всею Своею славою. Радуйся, Благодатная! Радуйся, орудие мира, который упраздняется приговор, осудивший мир на проклятие, и которым дается ему право на радость! Радуйся, истинно благословенная и препрославленная, сосредоточившая в Своем лице “все сокровище благодати”, избранная из всех родов и племен, святая телом и духом. Радуйся, благодатная: Господь с Тобою! Святый по естеству Своему, чрез воплощение, чудным образом заключается в утробе Твоей, не престав быть тем, чем был, но сделавшись тем, чем не был. Господь c Тобою - Сын Отца светов, Который в вечности родился от Него, но во времени воплощается от Тебя, Который на небе весь в недрах Отца, и на земле весь с Тобою - во чреве. Он с Тобою и в Teбе. Благословенна Ты в женах: потому что Бог избрал Тебя в жилище Себе и Ты вместишь Невместимаго, приняв сокровище, в котором сокрыты “все сокровища премудрости”! Благословенна Ты, как одна из всех матерей удостоившаяся быть Maтерию Создателя своего! Благословенна Ты, как Матерь благословеннаго Сына, о Котором взывал Пророк: “благословенно имя славы Его во век и в век века, и исполнится славы Его вся земля!”
Явление Архангела не устрашило Пресвятой Девы: живя во храме, Она привыкла к явлениям и беседам Ангельским; душа пречистая не могла и минуты пробыть в сомнении о достоинстве Благовестника; но приветствие, которое Она теперь услышала, смутило Ее Своею необычайностию. “До сих пор - ни один и особенно ни одна из земнородных не слыхали с небес подобнаго приветствия. Без сомнения, разумела cие Дева Mapия, как из писаннаго слова Божия, так и посредством собственнаго смиреннаго Богомыслия: и потому невольно смущается, когда слышит, что неожиданный посетитель приветствует Ее не только миром, но и радостию; приписывает Ей благодать не как дар, но как Ея неотъемлемое достояние; возвещает Ей благословение, преимущественное пред всеми женами в мире. А Она в тишине бедной храмины своей, без сомнения, не помышляла ни о каких преимуществах, не думала ни о каких собственных достоинствах, - поэтому и смутилась от слов Благовестника. Это смущение показывает уже чистоту Ея сердца, затрепетавшаго при первом звуке похвалы. Тихая душа Ея от сильных слов духа, как тихая вода от сильнаго дыхания ветра, по необходимости приходит в движение: смутися о словеси его. Нет в сем смущении ничего нечистаго: но нет в минуту смущения той душевной тишины, которая ему предшествовала. Когда ветер, ударяя в поверхность воды, часто поднимает ее от места ея покоя, тогда и чистая вода трепещет и кажется возмущенною: так душа Марии, хвалебным словом Ангела не только подъемлемая из самоуничижения, в котором она обыкла покоиться, но и возносимая превыше всего сотвореннаго, трепетала чистым страхом, и Ея постоянное стремление во глубину смирения, сделавшееся ощутительным оттого, что Ее превозносили, обнаружилось в виде смущения”.
Смиреннейшая из жен, Дева Мария почитала обетования Ангельския слишком высокими и недоступными для Себя, а вместе с тем, по благоразумию и осторожности, Она размышляла, что бы это было за приветствие и во истину ли оно от Бога? Не обнаруживая своего смущения никаким нетерпеливым словом, ни движением, Она являет высокое и святое искусство владеть собою, искусство, порожденное всегдашним самонаблюдением и молитвенным расположением духа. Она молчит и размышляет в присутствии небеснаго Благовестника, и Ея благоговейная мысль готова отразить всякое искушение, какого можно было опасаться в таких необыкновенных обстоятельствах.
Но Она не могла вдруг прояснить Себе всего Ею ощущаемаго и, стараясь успокоить смущенный дух Свой, безмолвствовала и только выражением внешняго вида показывала состояние души Своей.
С благоговейным трепетом взирал небесный вестник на смущение Пречистой Девы. Желая скорее успокоить Ее и уверить в истине своего приветствия, Архангел говорит Ей, что Она глубоким смиренномудрием Своим обрела величайшую и Ей одной принадлежащую благодать у Бога быть Материю Сына Божия. Не бойся, Мариам! Обрела бо еси благодать у Бога. Не лукавый змий говорит с Тобою и не земной вестник предстоит Тебе! С неба несу Teбе благовестие, - и притом не простое, а благовестие радости. Не бойся! не печаль оно предвещает Teбе! Я сказал Teбе: Господь с Тобою: Господь - податель всякой радости и Спаситель всего мира.
Для большаго удостоверения Пречистой Девы, Архангел возвестил Ей тайну воплощения Божия теми же словами, в каких предсказал об этом событии, за семьсот лет, Пророк Исаия: се зачнеши во чреве, и родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус. Величественное имя Еммануил, употребленное в этом случае Пророком, значит по переводу с Еврейскаго: “с нами Бог” и выражает величайшую тайну соединения двух естеств - Божескаго и человеческаго в одном лице Богочеловека; тогда как сладчайшее имя Иисус, произнесенное Архангелом, указывает на действия Господа, спасающия род человеческий от вечной смерти и работы диаволу. Сей будет велий - продолжал Архангел - и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца. Объясняя в этих словах свойства имеющаго родиться, Архангел выразил ими, что этот велий, принявший от Девы плоть человеческую, есть Господь во всем величии Своем, и потому наречется Сыном Вышняго, Бога Отца Небеснаго. А так как Пречистая Мария происходила от племени Давидова: то и рожденный от Нея, как потомок Давида по плоти, будет наследником царскаго престола его. Только новое царство это будет не земное и преходящее, а духовное и вечное, которому прообразом служило во Израиле славное царство Давидово. Господь воцарится в дому Иаковли во веки, т. е. в Церкви Своей, потому что Он будет Глава и Вождь всех верующих во имя Его и стремящихся к небесному царству славы.
Небесный вестник хочет успокоить смиренную Деву; но с каждым новым словом его благовестия, повидимому, должно было увеличиваться смущение и недоумение Той, Которой он благовествует все необычное, чудное и непостижимое: Дева будет иметь сына, и сын Ея будет велий, наречется Сыном Божиим, воцарится на престоле Давида и будет царствовать вечно. Эти предречения, одно другого необычайнее, потому самому могли-бы представляться и одно другого несбыточнее, если бы встретили ум, не привыкший подчиняться тайнам Божиим, или если бы пали на сердце, не довольно чистое от желаний своекорыстных.
Пресвятая Дева, внимая чудным словам Архангела, соображала все слышанное с возможностию сохранения даннаго Ею обета непорочнаго девства: как же - думала Она - останется не исполненным этот обет, принесенный Богу со всеусердною готовностию? А без этого Ей казалось невозможным сделаться Матерью. “Како будет cиe, идеже мужа не знаю!” “Ты обещаешь мне - (так толкует ответ Ея Архангелу св. Андрей Критский) - что-то странное, и возвещаешь то, что превосходить естество! Я непричастна браку; - Я обручилась жениху, но не сочеталась с ним браком; и хотя имею мужа по обряду обручения, но не имею мужа по обету девства; знаю Иосифа, как обручника, признаю его, как защитника, но не как мужа. Обет девства моего допущен им, и сколько Я сама не желаю нарушить этого обета, столько же и закон повелевает исполнить все обещанное Богу. Господь не нарушает Своих законов: как же совершится то, что и обет девства сохранится, и закон исполнится, и сын родится? Како будет сие, идеже мужа не знаю? Как можно быть материю не желающей оставлять девства?
Но Архангел - по мысли св. Андрея Критскаго - как-бы так ответствовал на сомнения благодатной Девы: “почему Ты, всеблаженная, вещаешь это? Я сказал: Господь с Тобою; а Ты с сомнением говоришь: как это будет со Мною? Я благовествую Тебе о Том, Который был прежде моего пришествия, а Ты говоришь мне о муже, о земном рождении, спрашивая: как это будет со Мною? - Как будет это с Тобою? Размысли как процвел жезл? Как камень источил воду, и откуда он исполнился ею? Как огонь купины обнял кустарник, не сожигая его? Если Ты веришь этим событиям, то верь и мне. Виновник чудес, как тех, о которых повествует Моисей, так и тех, о которых я благовествую Teбе, один и тот же. Ты, некоторым особенным и сверхъестественным образом, будешь питать зачатаго во чреве Твоем Младенца, и совсем не так, как Елисавета, или Анна, мать Твоя. Ты родишь Сына без мужа. Если Ты хочешь знать самый образ события, то я объясню Тебе и его: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя. Зачатие совершится не образом естественным, но сверхъестественным - чрез наитие Духа Святаго, который непостижимо соделает Тебя Материю. Темже и рождаемое Свято наречется Сын Божий. Оно не будет походить на обыкновенных людей, “в беззакониях зачинаемых и во грехах рождаемых”, а будет чисто и непричастно греху; Тот предвечный Младенец, Который от Святаго Духа, чрез Святаго Отца, непостижимо образовался, поистине будет святым и назовется Сыном Всевышняго, как Слово, от вечности Всевышним изглаголанное.
Открыв в благовестии своем высочайшую тайну соединения естества Божескаго и человеческаго в лице Богочеловека, тайну, непостижимую для самых горних умов. Архангел, для совершеннаго убеждения Пресвятой Девы в непреложности слов своих, указал на пример Елисаветы, служащей тому же Божественному домостроительству: и се Елисавета, южика (родственница) Твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемый неплоды; яко не изнеможет у Бога всяк глагол. Для людей кажется невозможным, чтобы неискусомужная Дева родила, и чтобы безплодная и уже состарившаяся зачала, но у Бсемогущаго Творца - все это возможно: по Его воле зачала и безплодная старица, зачнешь и Ты, незнающая мужа: “Бог, идеже хощет, пoбеждается естества чин”!
Пресвятая Дева, выслушав слова Архангела и oзарившись светом Духа Божия, возрадовалась об истине благовестия. Вид и достоинство Ангела открылись теперь пред Ней во всей их несомненности; предсказание его было определительно, мирно, свято, - и Она уверилась, что слышит волю Божию. Пречистая душа Ея, проникнутая величайшим благоговением к Своему Создателю, постоянно заботилась о точном и безпрекословном исполнении воли Его. И Приснодева отвечала Архангелу: се раба Господня; буди Мне по глаголу твоему. Эти смиренныя слова, это тихое, послушное буди, преклонив небеса, низвели на землю Сына Божия: "Слово плоть бысть".
Исполнив повеление Божие, Архангел "отъиде", т. е. возвратился снова в царство света.
Так совершились таинственное воплощение Бога Слова, так Дева стала Mатерию и Матерь пребыла Девою. Знаменательно воспевает св. Церковь, прославляя это великое событие: “днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”!
Радуйся - возвещено ныне с неба не одной Деве Богородице, но в лице Ея всему бедному роду человеческому. По прекрасному толкованию преосвященнаго Феофана, действительно в день Благовещения положена главизна всего, что потом раскрылось, что теперь раскрывается и что имеет раскрыться по сих и паче в будущем, веке. Все стоит и все действуется на основании сего таинства. Благовещение есть праздник воплощения Сына Божия от Приснодевы, праздник принесения в жертву правде Божией человеческаго естества Сына Божия, чтобы сия жертва, принесенная на кресте, простерлася на все веки, от начала мира до конца, и на всех людей, во все времена, на всем пространстве земли живших, живущих и имеющих жить. Благовещение простирается не на будущее только, но и на прошедшее время: оно связывает все времена, обнимает весь мир, в нем средоточие путей небеснаго Провидения о человеческом мире и решение судьбы человечества. - В Благовещении положено начало таинству Причащения. Плоть и кровь Господа Спасителя истканы, как Боголепная одежда, из кровей Приснодевы. Как во св. Причащении мы питаемся теми-же плотию и кровию, и Господь удостоивает называть нас братиею Своею, то посему Владычица Богородица есть и нам Матерь не мысленно, а существенно.

СВИДАНИЕ С ЕЛИСАВЕТОЮ

Впечатление благовестия было так сильно, истина всего виденнаго и слышаннаго была теперь так ясна и ощутительна, так велика и благодатна, что Пресвятая Дева совершенно преклонилась пред всемогуществом Всевышняго. Благоговейно сложив в глубине Своего кроткаго сердца величайшее чудо, совершившееся с Нею, Она, но дивному смиренно, главнейшему свойству души Своей, не могла и подумать поделиться с Иосифом или кем-либо из Своих близких наполнявшею Ее благоговейною радостию, тем более, что тайна этой радости была достоянием не только Ея, но и Самого Бога. Между тем упоминание Архангела о неожиданном чревоношении любимой родственницы Елисаветы и слух о чудном онемении во храме супруга ея Захарии возбудили в Благодатной такое сильное участие к ней, что Пресвятая Дева, по движению горячей родственной любви, а еще более по водительству Духа Божия, решилась непременно свидеться с праведной родственницей. Понятно, что Пречистая хотела разделить ея радость, и из разсказов ея о чудных делах Божиих извлечь полезныя и необходимыя для Себя сведения. Таким образом Она предположила отправиться в нагорную страну Иудину, в левитский город Иyтy, где жили Захария и Елисавета. У евреев не было обычая, чтобы девы обрyченныя путешествовали одне, и можно предполагать, что Она путешествовала в сообществе богомольцев, шедших во Иерусалим. Господь, в премудрых целях Своих, готовил в этом свидании, как для Пресвятой Девы, так и для Елисаветы новое чрезвычайное событие. Предание свидетельствует, что Иосиф в это время находился на плотничной работе вне Назарета. То же предание говорит, что Пресвятая Дева, путешествуя в нагорную сторону Иудеи, заходила в Иерусалим, для того, чтобы представить в храм заказанное Ей рукоделье. Это рукоделье было вполне одобрено, и первосвященник, благословляя Деву за трудолюбие, в восторге сказал Eй “Mapиам! Господь Бог вoзвеличит имя Твое и Ты будешь благословенною вo всех родах земных”! Присутствовавшие при этом в храме, исключая конечно лишь Самой Богоматери, понимавшей истинный смысл этих слов, приняли их за простую похвалу. 
Чрез несколько дней пред Пречистою Девою показался к отдалении город Иута, раскинувшийся на нижнем скате Иудейских гор и тонувший в зелени роскошных садов; далее, у склона горы, заблистал источник, и на берегу его открылись стены ограды, окружающей домы чередовых священников, а далее, выше источника, стал обрисовываться дом Захарии и Елисаветы, пред входом котораго высился огромный платан, приветно раскинув свои тенистыя ветви.
Пресвятая Дева приблизилась к цели Своего путешествия. И чуть только Она вступила в ограду родственнаго Ей дома и произнесла несколько слов, как вдруг исполнилась благодатию Святаго Духа встретившая Ее Елисавета. Сила этой благодати прежде всего подействовала на младенца Елисаветы, которому, по предречению, надлежало исполниться Духа Святаго еще во чреве матери, и он, не видя еще чувственным взором ни одного предмета, познал и ощутил приближение Пречистой Девы, носящей Господа, и радостным взыгранием своим вразумил мать свою о высоком достоинстве благодатной посетительницы. И вот благодать Духа Божия озарила и Елисавету. Услышав голос Марии, Елисавета с видимым благоговением отозвалась на привет Ея, не только как любимой и добросердечной родственницы своей, но как благодатной Матери Господа, милостиво почтившей ее Своим посещением, и, в порыве восторженнаго чувства, произнесла не просто радушныя слова родного приветствия, но торжественно вдохновенную речь, полную глубокаго смысла. Она воскликнула: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа! Эти слова могли изумить Благодатную, сокрывшую в Себе тайну Благовещения, и заставили Ее недоумевать о причине и значении их. Вместо простых задушевных слов и бесед, столь обычных нраву Елисаветы - такая благоговейная встреча, такия пророческия и видимо по вдохновению свыше исходящия слова!
“Только лишь коснулся слуха моего голос Твоего приветствия - (как-бы так говорила Елисавета Пресвятой Деве) - я почувствовала, что радостно взыграл во мне младенец; вразумленная этим ощущением и в то же время озаренная свыше, я увидела Твое достоинство и свое ничтожество пред Тобою, возвеличенною до блаженства носить предвечное Слово Отца Небеснаго! Не находя в себе ничего, чем могла бы заслужить честь Твоего посещения, я благоговейно чту величие и смирение Твое: потому что Ты, Богоизбранная, приходишь к земной рабе, которой первой нужно было бы воздать тебе достойное поклонение! И откуду мне сиe, да приидет Мати Господа моего ко мне? Могла ли я ожидать когда-либо такого счастия? Могла ли надеяться, что ко мне придет Та, Которая носит Носящаго всяческая и что я первая из людей буду приветствовать Матерь Божию? Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! Много жен во Израиле, почтенных чадородием, известных добродетелями, “чающих Утехи Израилевой” (т. е. пришествия Обетованнаго Мессии); но Ты безмерно превзошла всех: потому что именно чрез Тебя является в мир давно ожидаемый Спаситель. Блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным ей от Господа. Воистину блаженна вера Твоя: потому что все совершится так, как возвещено Teбе”.
Слыша в приветствии Елисаветы повторение слов благовествовавшаго Ей Архангела, Пресвятая Дева убедилась, что все это происходит по внушению Духа Святаго и клонится к успокоению и прославлению Ея. При этом чистое сердце Ее проникнулось тою всеоживляющею небесною силою, которая дает возможность в одно мгновение обнять взором все прошедшее и будущее и, уразумев причины тайн минувших и грядущих, определить всю великость значения настоящаго. Все пророчества, изреченныя в разныя времена и разными лицами, теперь сделались для Нея совершенно ясными, и все далекое будущее изобразилось, во всех его подробностях, как-бы совершающимся в очах Ея. Чувства - одно другого глубочайшее, ощущения - одно другого отраднейшее, возникли в уме и сердце Ея и, преисполнив их, заставили нарушить любимое Ею безмолвие. Необъятная слава Матери Божией при смиренном Ея понятии о Себе; радость и умиление, при мысли об избавлении Израиля и открытии на земле духовнаго царства Божия; убеждение, что святая тайна воплощения в Ней Сына Божия возвещена Елисавете самим Духом Святым, преисполнили Благодатную таким неизъяснимым восторгом, что из уст Ея излились чудныя слова вдохновеннаго пророчества.
Возсылая слова Свои, как фимиам благовоннаго кадила, к Господу, Пресвятая Дева возгласила: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея; се бо отныне ублажат Мя вcu роди! Этими словами все величие, в которое облекла Ее св. Елисавета, назвав благословенною в женах и Материю Господа, Она относит к Нему единому, великому и благодеющему Ей; сознавая Себя лишь орудием для явления славы Его, Она духовную радость Свою всецело погружает в благодатном источнике радости и спасения - в “Боге Спасителе Своем”. Отвергая мысль о всех достоинствах Своих, Она исповедует, что Всевышний “призрел лишь на смирение рабы Своей”, т. е. как на скромную долю Ея, так и на отсутствие всякаго самовозношения.
Исповедав силу Божию, несказанно возвысившую Ея смирение, Пречистая Дева пророческим оком прозирает все времена до конца мира и в них видит Себя предметом благоговейнаго почитания верующих: отныне ублажат Мя вcu роди! Признавая в истине воплощения всемогущество Божие, coделавшее Ее одушевленным кивотом Божиим, Она с тем же смирением добавляет: яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его!
Но так как совершающееся с Пресвятою Девою касается не только Ея, но и всего Израиля, потому что в воплощении Спасителя осуществляются заветныя ожидания всех праведных мужей народа Божия: то и речь Преблагословенной обобщается, и взор Ея простирается на весь народ. Она признает, что милость Божия изливается на всех боящихся Бога, людей благочестивых, имеющих в сердце страх Божий: и милость Его в роды родов боящимся Его. Эта милость ниспосылается теперь не только Ей, но чрез Нее - всем достойным соотечественникам.
Открывающаяся в явлении на земле Спасителя милость Божия приводит Пресвятой Деве на память весь ряд протекших веков Ветхаго Завета; и Она, вдохновенная знанием древняго Писания, в быстрой речи объясняет всю историю избраннаго народа Божия: сотвори державу мышцею Своею; расточи гордыя мыслию сердца их; низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщы. Так крепкая мышца Господня является разрушительницею адских замыслов у врагов народа Божия, обращая собственное орудие их на них же самих и соделывая из козней их средства для премудрых и спасительных целей Своих. При исходе Израильтян из Египта и при водворении их в земле обетованной, не низложил ли Господь фараона и царей Ханаанских и не возвел ли уничиженных рабством потомков Авраамовых, по обетованию, “в царское священие и язык свят”? Равно также и алкавший в пустыни народ Свой не исполнил ли Он всех земных благ? И потом не унизил ли возгордившагося Саула, отдав венец его смиренному Давиду? Не оставил ли с двумя коленами Ровоама, превозносившагося пред отцем своим? Не заставил ли Амана преклониться пред презираемым им Мардохеем и испытать то, что было им приготовлено для Мардохея? Не отдал ли Он в посмеяние осажденной Ветулии обезглавленный труп Олоферна, безжалостно издевавшагося над несчастиями этого города? Могущественныя державы миpa - Вавилон, Персия, Греция, Рим - гордые мудростию своею, надменные силою своею, повержены долу; а смиренные верующие вознесены на высоту славы чад Божиих и преисполнены всяких духовных благ. Когда же народ Божий, оказавшись неблагодарным и недостойным дарованнаго ему счастия, был наказан тяжким пленом, и, переходя из-под власти одного завоевателя к другому, уже отчаялся в помощи Божией; когда можно было думать, что Господь уже оставил людей Своих: не оказалось ли вдруг, что Он, положив предел гневу, вновь воспринял Израиля в лоно отеческой любви Своей и исполнил тем обетования, данныя Аврааму и другим святым праотцам? - и воспринял этот народ так, как никогда еще не воспринимал, даже в счастливейшее время его, и именно - вошел в теснейшее общение с ним чрез воспринятие плоти и крови от семени Авраамова! Такое снисхождение Божие к Израилю, который за грехи свои не только не отвержен от Бога, но преимущественно пред другими народами удостоен видеть среди себя Мессию, Пресвятая Дева приписывает единственно милосердию Господа, воспомянувшаго то, что было обетовано святым праотцам: Аврааму, Исааку, Иакову и их потомству: восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим - Аврааму и семени его даже до века. Вот какими необыкновенными и глубоко-знаменательными словами отвечала благодатная Мария на приветствие Елисаветы!
После этого можно представить себе, в каких святых, поучительных и благоговейных беседах проводили время эти две Богоизбранныя жены, какими неземными предметами были заняты их мысли, как были пламенны и чисты общия их молитвы и размышления! Горняя мудрствуя и с искреннею доверенностию сообщая друг другу явленные над ними опыты силы Божией, превышаюпце их ожидания, они радостно прославляли имя Господа, так много их возвеличившаго. Проникнутыя святою уверенностию в великое будущее, оне назидали друг друга и, разсуждая о благодеяниях Божиих, совершившихся над ними, приходили постоянно к одному концу - прославлению Господа. Так Пречистая Дева, передав Елисавете о событии Благовещения, могла узнать и от нея о случившемся в храме с Захариею и предвидеть в том, что было еще неразгаданною тайною для всех, по причине онемения священника, ближайшее отношение к Себе самой.
Безусловно покоряясь великому служению своему и пророческим взором проникая грядущее, святыя жены с восторгом видели исполнение тайны спасения мира, посредством благословенных плодов чревоношения своего. “Что отроча сие будет” думали oне обе, - то отроча, которое, исполнившись Святаго Духа уже во чреве матери, приветствует Мессию игранием, не имея возможности приветствовать Его словами. Это видимо доказывает, что “рука Господня с ним”; но что же будет он впоследствии? Рука Господня видимо с этим младенцем, великим еще в утробе матери, но что же будет Сам Христос, Сын Божий?. .
И какия чудныя совпадения обстоятельств, такая изумительная тожественность и вместе какия особенности в благодатной непраздности обеих святых жен! Приходит Архангел Гавриил - но не к Елисавете, а к Захарии: потому что 3axapия будет виновником рождения сына. Тот же Гавриил приходит и к Марии, но не к Иосифу, т. е. приходит к той, от Которой Слово безмужно воспримет плоть. В благовестии своем Архангел говорит Захарии: “не бойся, 3axapиe, зане услышана бысть молитва твоя”; он же говорит и Марии: “не бойся, Мариам; обрела бо еси благодать у Бога”. Архангел обещает сына Захарии, обещает сына и Марии: Захария не верит обетованию, а Пресвятая Дева, как давшая Богу обет девства, лишь вопрошала, по человечески, о способе зачатия, отнюдь не сомневаясь во всемогуществе Божием.
Дни за днями текли быстро; и когда минуло три месяца родственнаго и благодатнаго свидания, Пресвятая Дева Мария собралась в путь в родной город Назарет. Но когда оставила Пресвятая Дева Мария родственницу Свою Елисавету - до или после рождения последнею Предтечи Господня? Надобно полагать, что Благодатная простилась с Елисаветою прежде, нежели “исполнися время родити” последней. У Елисаветы было много соседей и родственников, которые, без сомнения, готовы были оказать Ей возможную помощь. Наконец, и для того, чтобы уклониться от глаз любопытных, которыми вскоре должен был наполниться дом Захарии, Пресвятая Дева оставила Елисавету до рождения Иоанна Предтечи.


ВОЗВРАЩЕНИЕ В НАЗАРЕТ

По возвращении Пречистой Девы в Назарет, следы святаго чревоношения сделались заметными для праведнаго обручника Ея, Иосифа. (Предание говорит, что Иосиф возвратился от плотничных работ своих чрез шесть месяцев после Благовещения). По мысли св. Отцев, Иосиф сначала не знал совершающейся пред ним тайны воплощения Спасителя мира. “Он не знал - говорит св. Прокл - тайны, происходившей в Деве; не знал, т. е., какого чуда будет служителем; не знал, что от обрученной ему Жены родится Христос, предреченный пророками”. Можно представить, что должно было происходить в чистой душе св. старца, при убеждении в непразднстве Марии! Св. Церковь, выражая душевное состояние его, говорит, что в нем возстала “буря помышлений сумнительных”. Он всматривался в Пресвятую Деву, и нс верил глазам своим; начинал думать, и отгонял мысль; принимал все это за сновидение, но и во сне не ожидал увидеть этого. Ничего не зная о Благовещении, он обращался к земле и небу за разрешением сомнения и нигде не находил его. В страшном волнении духа, он переходил от одной мысли к другой - и вдруг с ужасом остановился на возможности низкаго обольщения: “бракоокрадованную помышляя” - как замечает св. Церковь. “Увидел Иосиф Марию - говорит тот же св. Отец - и уязвилось сердце его; увидел непразднство, и считал тайну чистоты потерянною; увидел имущую во чреве, и впал в величайшее смущение, предполагая Ее обольщенною”.
Ничто не могло быть мучительнее этого предположения для целомудреннаго и любвеобильнаго сердца Иосифа. “Каким лицом теперь буду взирать я на Господа моего? - восклицал он в рыданиях - как буду молиться об этой Отроковице? я принял Ее из храма Господня девою и не соблюл! Кто уловил меня коварством? Кто сделал это зло в дому моем и опорочил деву? “Но кто же мог ожидать, продолжал он - по изъяснению св. Димитрия Ростовскаго - чтобы та самая Отроковица, которая воспитывалась в храме с таким попечением, которая отличалась таким глубоким смирением, благочестием и преданностию воле Божией, которая дала обет всегдашняго девства, несмотря на увещания священников вступить в брак, - вдруг искусилась обольщением? И та, которую все считали за образец жизни в страхе Божием, незаконно сделалась непраздною! Что мне делать? Куда обратиться, от кого узнать? Спросить ли у Нея самой и потребовать обяснения? Но о чем же спрашивать? Грех очевиден. Да и для чего вопросами еще смущать и терзать Ее, когда и без этого Она уже должна страдать от Своего положения? Но не ошибаюсь ли я - вновь спрашивал себя старец - не напрасно ли я грешу против Ея целомудрия”? Но сколько ни поверял он свои наблюдения, желая удостовериться в их обмане, они все-таки убеждали его в одной и той же грустной, по его мнению, действительности. Тогда мрачныя и тяжелыя думы овладели им; и печаль, равносильная отчаянию, залегла глубоко в его чистое сердце. “Мария - так выражает чувства праведнаго Иосифа св. Церковь - что это значить, что с Тобой сделалось? Гляжу и неудомеваю, дивлюсь и ужасаюсь! Какую перемену вижу я в Тебе? Мария! Ты вместо чести принесла мне позор, вместо радости - печаль, вместо похвалы - укоризну! Как стерпеть мне упреки людей? Я принял Тебя непорочною из храма от рук священников, и что же вижу теперь”?
В то же время и Пресвятая Мария не могла не наблюдать за св. Иосифом; и чем чаще, чем внимательнее Она смотрела на него, тем яснее открывались Ей внутреннее состояние его. Ей извстна была доброта св. старца; но Она не решалась объяснить ему тайны Благовещения без особенной на это воли Божией. Как стыдилась этих подозрений непорочная голубица; как краснело невинное лице Ей; как сжималось непорочное сердце! И все же Она не дерзала нарушить тайны Божией! “Дева молчала (говорит Златоуст), ибо думала, что не уверит обручника, сказавши о необыкновенном деле, а скорее огорчит его, подав мысль, что Она прикрывает сделанное преступление. Ежели сама Она, слыша о даруемой Ей толикой благодати, судила по человечески и говорила: “как будет это, когда я мужа не знаю?, то гораздо более усомнился бы Иосиф, услышав о сем от подозреваемой. Посему Дева вовсе не говорит Иосифу”. “Если Мария говорила о Своей тайне с Елисаветою, то потому, что Елисавете уже открыта была сия тайна Духом Святым, и Он Сам говорил устами обеих; а если бы Она стала говорить о сем с Иосифом, то или по человеческой доверенности, или по человеческому страху, и следственно не по Божественному побуждению говорила бы о тайне Божественной. Теперь Она таится от того, которому, вероятно, более всех на земли открыто было сердце Ея, поелику Она избрала его стражем Своего девства, таится с явною для Себя опасностию не только обличения, но и суда, и смерти”. - И так-как Ей теперь не к кому было обратиться за советом или успокоением, кроме Бога, за дело Котораго и Она и Иосиф страдали; то, возложив всю надежду свою на Господа, Она была в твердой уверенности, что Он, в неистощимой бездне премудрости Своей, найдет лучший способ вывести Ее из такого труднаго положения. Молчание - по мере молчания о Ней Самого Господа - представлялось Ей необходимостию, и Она молчала.
Так провела святая чета несколько времени под гнетом тяжкаго искушения и как-бы приобщаясь грядущим страданиям Искупителя мира. И в то время, когда Он возрастал в утробе Матери плотию, Пресвятая Дева возрастала духом, уравновешивая внутреннее величие души с неизреченною высотою Матери Господа. И в св. Иосифе тяжелое положение его послужило лишь поводом к тому, чтоб выказалось, вместе с безукоризненною честностию, необыкновенное добросердечие его. Он долго боролся с собою, долго соображал, как поступить с Марией. Он имел, во-первых, право всенародно обличить непраздную Деву, предав ее строгости закона Моисеева, установленнаго на подобные случаи; но такая жестокость была совершенно противна его кроткому нраву и тому уважению, которое, при всех его подозрениях, он продолжал питать к Пресвятой Деве. Во-вторых, он мог оставить все дело это без внимания и последствий и продолжать носить имя супруга Той, Которая, по его мнению, была бракоокрадованною; но последний образ действий был противен совести его, решительно отвращавшейся от всякаго потворства нечистоте и от всякаго соучастия в неправде; и потому оставить попрежнему Марию при себе, и тем отвратит от Нея безславие, Иосиф признавал несообразным с законом Божиим и противным своей совести. После долгих соображений и колебаний, он - столько же добрый и милостивый, сколько правдивый и чистый - решился отпустить Пресвятую Деву, но тайно вручив Ей разводное письмо, в котором не прописывать причин развода, на что закон давал ему полное право. “Иосиф выказал в этом случае - замечает св. Иоанн Златоуст - удивительную мудрость: не обвинял и не укорял Деву, но думал только отпустить Ее”.
Так праведный Иосиф, не ведая тайны воплощения Господа, смущается, сетует и придумывает наиболее приличное средство выйти из затруднения: желает сохранить честь Девы и избавить Ее от преследований закона и, вместе с тем, удовлетворить голосу своей совести, столь нежней и чувствительной. “Но это неведение тайны Божией - говорит св. Прокл - нельзя ставить в вину праведному мужу: он невинен, что по незнанию заподозрил Божественное зачатие. Если Бог свидетельствует о праведности кого, можно ли обвинять того в неблагоразумии”?
Когда св. старец решился уже привесть в исполнение, со скорбию принятое, свое намерение, - тогда и ему дано было откровение о великой тайне. Вот что произошло во сне, по сказанию Евангелиста: сия же ему (Иосифу) помыслившу, се Ангел Господень во сне явися ему, т. е. тотчас, как только мысль о тайном удалении от себя святой Обручницы утвердилась в душе старца, Ангел явился во сне и успокоил его. Значит, Божественное Провидение хотя и скрывало от Иосифа великую тайну, но в то же время следило за всеми движениями правдивой души его; и как только появилась в ней мысль, несогласная с премудрыми целями Божиими, то Оно в ту же минуту просветило ум избранника Своего. Благопокорная душа Иосифа - по замчанию св. Иоанна Златоуста - не имела нужды в более чудном явлении Ангела наяву, потому что разительная точность сновидения с обстоятельствами самаго дела и ангельское откровение о таких вещах, которыя не могли быть известны никому из смертных, т. е. о тайных помыслах души Иосифа, достаточно могли удостоверить его, что слышанное им есть глас Божий и повеление небесное. “Он никому не говорил и только размышлял в душе своей - замечает св. Отец - и вот когда услышал, что Ангел говорит об этом же, - такое обстоятельство послужило для него несомненным знаком, что Ангел пришел сказать все это по повелению Божию: потому что одному Богу известны тайны сердца”.
Ангел говорил: Иосифе, сыне Давидов! не убойся прияти Мариам, жены твоея, рождшеебося в Ней от Духа есть Свята. Здесь самое название Иосифа “сыном Давидовым” употреблено Ангелом не без видимой цели: Иосиф, бедный древодель и дальний потомок Давида, именуется сыном, т. е. как-бы ближайшим наследником всего величия его, и таким образом мгновенно поставляется на высоту своего настоящаго положения, с которой он было ниспал по поводу мрачнаго подозрения, в отношении к Пресвятой Деве. Этими словами Ангел как-бы вещал ему: “потомок Давида! зачем ты так малодушествуешь? Зачем не приведешь себе на память древней и неотъемлемой славы дома твоего и смущаешься тем, что должно только радовать тебя? Хотя род царственнаго праотца твоего унижен и усечен до корня, но не из него-ли должен произойти Царь славы, Спаситель мира? И не от Девы ли должен родиться Он? Не бойся принять Марии, жены твоей”. Здесь Ангел прямо называет Пречистую Деву “женою Иосифа”, для того, чтобы уничтожить подозрение о падении Ея и подтвердить ему, что Она жена его, а не другого мужа, что Она невинна и не принадлежала никогда другому. “Что значить принять? - спрашивает св. Иоанн Златоуст; - значит удержать в доме, так как он мысленно уже отпустил Ее. Эту отпущенную, данную, Тебе не родителями, а Богом, удержи, - данную не для брака, но для сообитания”.
Продолжая беседу свою во сне с Иосифом, Ангел как-бы говорил ему: “довольно предаваться тебе мрачным мыслям, терзаться и страдать; узнай же истину и возрадуйся: рождшееся, что так смущало тебя -не от человека, а от Духа Свята: родит же Сына и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их”. “Удивительное слово - восклицает св. Иоанн Златоуст - превышающее человеческую мысль и превосходящее законы природы”! “Да! - (как-бы так говорил Ангел Иосифу) - жена твоя по обручению, и Дева по обету, произнесенному Ею пред Богом, родит Сына от Духа Святаго; и ты, хотя и не отец Его, но будешь иметь честь, по праву отцев, наречь имя Ему Иисус столь приличное Ему, потому что Он спасет весь род человеческий от греха и смерти вечной”!
Cиe же все бысть, да сбудется реченное от Господа Пророком, глаголющим: се Дева, во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо с нами Бог. Такое указание от Ангела на пророчество Исаии - по мнению св. Иоанна Златоустаго - должно было служить руководящею нитью для Иосифа и в том случае, если бы он не удержал в памяти всех подробностей своего теперешняго сновидения”. Ангел указывает Иосифу на Исаию на тот случай, чтобы он, если б забыл о словах, только лишь возвещенных ему, мог возстановить их в памяти, припомнив слова пророческия, известныя с древняго времени. С другой стороны, указание на столь древнее пророчество о рождении Мессии от Девы - удобнее могло расположить Иосифа к убеждению в девстве Марии: он слышал от Пророка о предмете знакомом, о котором сам же размышлял долгое время. Слова Ангела не оставляли ни малейшаго сомнения в праведном сердце Иосифа; чистая душа его, преисполненная веры в Бога, приняла известие Ангела как несомненную истину, для которой не было нужды в доказательствах. И потому он - по свидетельству Евангелиста - востав от сна сотвори, якоже повеле, Ему Ангел Господен, и прият жену свою, и не знаяше ея, дондеже роди Сына своего первенца, т. е. принял Ее снова сердцем; с полною любовию, как свою обрученную, и с глубоким почтением, как Деву, принадлежащую Богу, - с благоговейным страхом, как Матерь Божию, и с безусловной готовностию служить Ей, как Госпоже своей и Владычице всего мира.
Для Марии и Иосифа - испытанное ими положение имело несомненно благой и великий духовный плод: Пресвятая Дева соделалась теперь в глазах Иосифа из Обручницы - благословенною Материю Бога Слова; он сам должен был вскоре нарещись отцем Его. Такая великая слава для обоих могла бы быть, вместе с этим, и великою опасностию для их смирения, этого истиннаго основания всех добродетелей; и вот, противу этой-то опасности человеческаго превозношения, премудрость Божия сочла за нужное воздвигнуть испытание для веры и мужества их.
С этого времени мирно потекли дни Пресвятой Девы, пока не приблизился час преславнаго исхода Ея благодатнаго чревоношения.

маркированный список

В начало

маркированный список

Назад

маркированный список

Дальше

 


Главная

Иконы

Молитвы

Copyright © 2002. S.O.V. 
E-mail:
autograph-mus@narod.ru

Хостинг от uCoz