Пресвятая Богородица. Основные праздники: Благовещение - 7-е апреля,
Успение - 28-е августа, Рождество - 21-е сентября, Покров - 14-го октября,
Введение во храм - 4-е декабря.

маркированный список

В начало

маркированный список

Назад

маркированный список

Дальше

СКАЗАНИЯ О ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

М О С К В А.
1904.


Се отныне ублажать Мя ecu роди: яко сотвори Мне величие Сильный (Лук. 1, 48. 49), - ответствовала Пресвятая Богородица на приветствие праведной Елисаветы; и длинный ряд веков, протекших с того времени, как изречены эти слова, служит подтверждением непреложности их. Имя Божией Матери чтится и прославляется всеми христианами. Предъизбрание Ея для великой тайны воплощения Сына Божия, чистота и высокая святость жизни, служение домостроительству Божию о спасении людей, предстательство пред престолом Божиим о всем миpе и непрерывный рядъ благодеяний требующим помощи Ея: вот лучи несравненной славы, принадлежащей Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим.

Все, что относится к славе Пресвятой Богородицы, как общей Матери всех христиан, должно быть дорого для сердца каждаго христианина. Вот почему, в искреннем благоговении к Пресвятой Деве, предлагаются благочестивому читателю "Сказания о земной Ея жизни", на основании повествования Священнаго Писания, свидетельств святых Отцев и церковных преданий.

Да благословит Господь, чтобы эта книга была принята и прочитана с искренними чувствами любви и благоговения к Пресвятой Деве Богородице, Заступнице нашей.

Пресвятая Богородице помогай нам! 
Пресвятая Богородице, спаси нас!

I.

ПРОРОЧЕСТВА О ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ


Первое слово о Пресвятой Деве Богородице, произнесено, еще в раю. Оно сказано Самим Богом в обетовании об Искупителе павших прародителей наших. Это обетование, называемое у изъяснителей Св. Писания "первоевангелием", находится в словах Божиих, обращепных к змию - обольстителю: "вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ея: оно будетъ поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. III, 15). Так как в образе естественнаго змия скрывался “змий великий, змий древний, нарицаемый диавол” (Апок. 12, 9), то я под женою надобно разуметь здесь не Еву собственно и не другую какую обыкновенную жену, тем более, что потомство Евы, до самаго npишествия в мир Господа Иисуса Христа, не имело большого успеха в борьбе с змием духовным “Бог говорить змию - замечает св. Епифаний - вражду положу между тобою и между женою, семенем твоим и семенем тоя; но такого семени жены нигде нельзя найти; посему не иначе, как гадательно относится к Еве вражда, которую поведет с потомством ея змий и бывший в змие завистник - диавол”. Кто же эта жена, исправляющая грех Евы, объясняет св. Иоанн Дамаскин: “Ева - говорит он - сделалась первою преступницею, и чрез нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир, но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир безсмертие”. Жена, о которой говорит Бог, есть Пречистая Дева Мария, - благословенная и ублажаемая, чрез Которую Слово стало плотию, единственно наитием Духа Святаго и осенением силы Вышняго. Семя жены, восторжествовавшее над темными силами, “упразднившее имущаго державу смерти, сиречь диавола”, разрушившее дела диавола, и Своим страданием, смертию и воскресением сокрушившее самую главу змия-обольстителя, есть по истине Спаситель Mиpa - Господь Иисус Христос. Впоследствии - это обетование Божие, благоговейно сохраняясь в человечестве, развивалось и уяснялось пророками. Конечно, главным средоточием пророческих предвещаний будущаго был Господь Иисус Христос; но так как Пречистая Матерь Его близко послужила делу спасения людей, то в Св. Писании немало пророчеств и о лице Ея, излагаемых совместно с предсказаниями о Спасителе. В изъяснении этих пророчеств лучшими и надежнейшими руководителями нашими будут св. Отцы и учители Церкви.
В 44 псалме св. Пророк Давид живописно изображает славу великаго Царя и Царицы. Если черты, употребляемыя в описании величия Царя, таковы, что заставляют видеть в этом Царе - Царя духовнаго царства, непреходящаго и вечнаго, Господа Ииcyca Христа, то и под Царицею должно разуметь небесную Царицу и Владычицу нашу - Деву Богородицу. “Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. Вся слава Дщере Царевы внутрь: рясны (украшениями) златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев” (Псал. 44, 10—16). Св. Церковь, в богослужебных песнопениях, прилагает это пророчество к Богоматери: “Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид, песненно о Тебе провозгласи, величия Te6е сотворшему: предста Царица одесную Тебе”, - “Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброты Твоея: ибо вся слава Твоя, Диво, отвнутрь, яко заченши Создателя Твоего”. “Предстоящи одесную Христа, яко Царица, рясны златыми, Богообрадованная, одеяна воистину, нам царствие небесное молитвами Твоими, Отроковице, исходатай, Всенепорочная”. “Слышу Давида поюща Тебе: приведутся девы во след Тебе, приведутся в храм царев, и с ним Тя и аз дщерь цареву воспеваю”. Для объяснения этого пророчества надобно припомнить, что сидение и предстояние “одесную” царя издревле означало особенную почесть, принадлежавшую лицам близким к престолу. В объясняемом пророчестве Господь Иисус Христос представляется возседящим на престоле вечной славы, а предстоящею одесную Его - Пречистая Дева Матерь. Она предстоит на высшем месте, как честнейшая херувим и славнейшая серафим. - “В ризах позлащенных одеяна, преиспещренна”: этими словами обозначаются высокия благодатныя качества Пречистой Девы, по которым Она удостоилась быть вместилищем Единороднаго Сына Божия. Чистота, смирение, вера, любовь к Богу, терпение, - вот те “рясны златыя”, в которых Она предстоит Сыну и Богу Своему. Что украшения воспеваемой в этом псалме Царицы не внешния, а внутренния, духовныя, Пророк Псалмопевец ясно высказывает таким образом: “вся слава Дщери Царевы внутрь”. “Приведение дев в след Ея в веселии и радовании в храм царев” можно понимать как приведете всех чистых и святых душ в обители Отца небеснаго, прекрасныя превыше понятия человеческаго.
В псалме 67, между прочим, читается: “гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная; вскую непщуете (что вы завистливо смотрите) горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней”. Пресвятая Дева, по толкованию св. Церкви, есть “тучная гора и усыренная Духом” (т. е. орошенная благодатию Святаго Духа). Она - гора, по высочайшему достоинству Матери Божией. “Взыграйте, горы - говорить св. Иоанн Дамаскин - существа разумныя, стремящиеся на высоту духовнаго созерцания: раждается преславная гора Господня, высотою и местом превосходящая всякий холм и всякую гору - величие Ангелов и человеков... верх Синая святейший, который покрывает не дым, не мрак, не буря, не страшный огонь, но светлое блистание Всесвятаго Духа”. В этом смысле Божия Матерь называется “высотою неудобовосходимою человеческими помыслы”. Как орошенной, Ей по преимуществу принадлежит наименование “Благодатной”.
В псалме 86, ст. 3, говорится: “преславная глаголашася о тебе, граде Божий”. Град Божий - это Иерусалим, столица Иудейскаго царства. С самаго начала Иерусалим был маловажным городом страны Иевусеев, одного из племен Ханаанской земли. Потом, когда царь Давид завоевал его, сделал столицею своего царства и построил в нем дом для себя, - слава его возрастала более и более. Преемник Давида, Соломон, воздвиг в Иерусалиме великолепный и единственный во всем мире храм истинному Богу, и в трогательных словах, при освящении храма, просил Господа, чтобы Он внимал здесь молитвам не только Израильтян, но иноверцев и иноплеменников. С этого времени в Иерусалим стали стекаться во множестве не только Иудеи, но и язычники, и о граде Божием, который благоволил Господь сделать жилищем Своим, возвещали великое во всем миpе. Пресвятая Дева в отношении славы Своей, по учению св. Церкви, подобна городу Иерусалиму. Она - “град всех Царя, преславная и достослышанная о Нейже глаголана быша яве”, “чертог и престол Царствующаго, град избранный”. Происходя из царственнаго рода Давидова, усеченнаго до корня и непользовавшагося уже прежними правами своими, Пресвятая Дева вначале, подобно Иерусалиму, не имела никакой внешней славы, была смиреннейшею из дев своего народа. Но сделавшись Богоизбранною Материю Спасителя миpa, Она прибрела единственную и всемирную славу. Богоматерь, согласно предсказанию Ея, ублажают все роды; Она сделалась “всемирное чудо и слышание”.
В книге Песнь песней, изображающей в высоких и таинственных чертах жениха и невесту, под которыми обыкновенно понимают Господа Иисуса Христа и Св. Церковь Его, находится много указаний и на Пресвятую Деву Богородицу.
“Сердце наше привлекла еси, сестро Моя невесто” - читаем в упомянутой книге Св. Писания. По учению Св. Церкви, Богоматерь есть “Дева Богоневеста”, “Невеста Божия”, “Невеста неневестная” и неискусобрачная. Невестою Она называется по отношению к Св. Духу, а неневестною обозначается Она по отношению к людям, как несочетанная браком, небрачная.
“Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в Тебе”. “Вся ближняя моя добра и непорочна бысть; Тя провидя, древле вопияше Соломон в песнех” - учит св. Церковь, называя в других местах Пресвятую Деву “Пренепорочную”, “всенепорочною”, “пречистою”. “Радуйся непорочная - говорит св. Иоанн Дамаскин - неприкосновенное украшение девства: Ты родила непорочное Слово и от Тебя возсияло девство”.
”Кто сия проницающая, аки утро, добра, яко луна, избранна, яко солнце”? - Это опять Пречистая Дева, по толкованию Св. Церкви. Как утренняя заря, разсеевающая ночной мрак, предшествует лучезарному солнцу, заимствуя от него свой свет, так и Пресвятая Дева непосредственно предварила “Солнце правды” - Иисуса Христа и от Него получила Свою славу Богоматери. С рождением же Господа исчезла тьма идолопоклонства и многобожия и настал невечерний день Боговедения и благочестия. Поэтому Божия Матерь есть “утро светлейшее, - носящая Солнце Христа, - света жилище, - тьму разрушившая и мрачныя бесы отгнавшая”, “звезда, являющая Солнце”, "заря таинственнаго дне”.
“Вертоград заключен - сестра Моя невеста, - источник запечатлен, - источник вертограда и кладязь воды живы”. “Вертоград затворен Тя, Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным премудрый в песнех поет”. “Соломон, провидя (Тебя) восприявшую Бога, называл Тебя ложем Царя, живым запечатанным источником, из котораго проистекла чистая вода для нас”. Вода в Св. Писании означает благодать Святаго Духа (Иоан. 7, 37), утоляющую жажду человеческой души. Богоматерь есть “источник живый и независтный” (неоскудевающий) этой таинственной воды. Послужив тайне вочеловечения Сына Божия, Она сделалась для нас "нетленным источником Божия живоначальнаго и спасительнаго всем воплощения”, источающим разрушение для смерти и жизнь для верных. Восшед на высоту нравственных совершенств и приблизясь к престолу Божию, как приснодевственная Матерь Господа, Она усердно предстательствует о нас и источает неоскудные дары Своей благости всем призывающим Ее с верою и любовию. Слово “запечатлен”, по толкованию св. Иоанна Дамаскина, указывает на приснодевство Божией Матери. И св. Церковь учит: "Тя запечатленный источник и заключенную дверь воистину именова лик пророчески, девства Твоего, Всепетая, явственне знамения нам пишуще, еже сохранила еси и по рождестве”.
“Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло (столб) дыма, кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца”? Господь Иисус Христос есть “воня мира паче всех аромат”, самое имя Его есть “миро излиянное". Он - Помазанник в степени несравненно высшей, чем все ветхозаветные помазанники - цари, первосвященники и пророки. Но и Пресвятая Дева, как причастная славы Сына Своего и Бога, есть также миро многоценное”, или, еще точнее, “сосуд, миро неистощимое на Нее излиянное приемший”. “Радуйся миро - восклицает св. Иоанн Дамаскин—безценный состав добродетелей. Ты благоухаешь всякою чистотою: из Тебя произошел Господь подобоименный Te6е, потому что сказано: миро излиянное имя Его”.
“Якоже крин (лилия) в тернии: тако искренняя моя посреде дщерей”. Такова и была Пресвятая Дева Мария между человеческими дщерями. “Яко шипок, яко чистейший крин, яко благоуханное обоняние от красных удолий мирских, Творец, избрав Тя, Отроковице, вселився во утробу Твою и родився, благоухания всяческая исполнил есть”. Она, по истине, “сладкоуханный крин”, потому что “светится блистанием чистоты и светом девства”. Как Приснодева, Она называется “цветом неувядаемым”.
В книге Притчей (IX, 1) говорится, что премудрость созда себе доме и утверди столпов седмь”. Эта премудрость - по мысли Святой Церкви - не кто другой, как ипостасная премудрость Божия - Господь Иисус Христос, научивший нас истинному Богопознанию, а храм, устроенный ею, - Пресвятая Дева Богородица. “Из Тебе Божия мудрость, храм ce6е создавши, воплотися неизреченным снисхождением, Отроковице неискусобрачная”. Поэтому Богоматерь называется палатою Царя всех”, “чертогом безсеменнаго уневещения” (обручения), “чертогом Слова нескверным”, “всесветлым”.
В книге Пророка Исаии (7, 14) находится следующее пророчество о Приснодеве Богоматери: “се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил” (что значить с нами Бог). Сказано оно было по следующему поводу. Два сильные соседа царства Иудейскаго, цари Сирийский и Израильский, составили союз для низвержения Ахаза, тогдашняго Иудейскаго царя и воцарения на его месте другой династии. Ахаз, наполнивший иудею идолами, искал себе помощи у царя ассирийскаго. Но Бог, являющийся не ищущим Его и обретающийся не вопрошающим о Нем, повелел Пророку Своему Исаии стать пред Ахазом и возвестить ему спасение дома Давидова. "Не бойся, ниже душа твоя да изнеможет от двою древу главень дымящихся сих... не пребудет совет сей, ниже сбудется” (65, 4, 7), т.-е. не исполнятся намерения страшных для тебя царей, потому что в тайнах Промысла Божия уже решено падение их от руки ассирийскаго царя и они доканчивают последние годы своего существования, подобно догорающим головням. Когда эти слова Пророка были приняты с недоверием со стороны Ахаза, то предложено было царю просить у Господа знамения для полнаго удостоверения в утешительном для него обетовании. Упорство Ахаза было так велико, что он отклонил такое предложение. Тогда Пророк, обращаясь ко всему дому или роду Давидову, изрекает упомянутое пророчество. Оно должно было удостоверить потомков Давида в том, что Господь верно исполнит все Свои обетования, данныя прародителю их - о продолжении рода его, неотъемлемости царства и, наконец, происхождении от него Спасителя мира. Ангел, благовествуя Пресвятой Деве о рождении от Нея Господа Иисуса Христа, очевидно, говорить словами этого пророчества (Лук. 1, 31) и, в другом случае, определенно представляет его исполнившимся при рождении Спасителя (Матф. I, 22). Так же объясняет слова Пророка и Св. Церковь: “прозорливый Исаия, разумеяй безсеменное рождение Твое, Дево, вопияше: се во чреве приимет Дева”. Вникая в смысле пророчества, мы не иначе можем понимать его, как о рождении от Девы Марии Спасителя мира. Она, по истине, “безмужная Матерь - скажем словами св. Иоанна Дамаскина - одна между матерями чистая, Матерь и вместе Дева, - чудо, новейшее из всех чудес! Она - Дева родившая Сына, одна между девами детородившая, Дева и вместе Матерь, - чудо изумительнейшее из всех чудесь”! Кому, как не Господу Иисусу Христу, может принадлежать великое имя Еммануил? Св. Исаия изображает предрекаемое Отроча такими возвышенными чертами, что ясно дает видеть в нем Бога.
Пророк Исаии предсказывал о том, что Господь наш Иисус Христос, а также и Пречистая Матерь Его, произойду от рода Давидова: “изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на нем Дух Божий” (Ис. II, 1. 2; 53, 2). Под словом “жезл” св. Церковь разумеет Деву Mapию. “Тя жезл Исаия именова, от негоже прозябе нам красный цвет Христос Бог". Выражение: “корень Иессеов", с еврейскаго: пень, обрубок, дает мысль об униженном состоянии Давидова рода в то время, когда происходить из него жезл - Дева Мария. Это пророчество относит к Иисусу Христу св. Апостол Павел (Римл. 15,12), а также и в других местах Св. Писания Спаситель называется "корнем из рода Давидова”.
Тот-же Пророк говорит о путешествии Божией Матери с Богомладенцем во Египет: “се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная египетская от лица Его” (Ис. 19, 1). Здесь “легкое облако” - по учению св. Церкви - есть Пресвятая Дева: “Тя облак легок древле зрит просвещаем Духом Пророк Исаия, на нем же седе славы Господь, прииде и низложи египетския вся истуканныя”. “Облак Тя легкий неложно, Дево, именуем, пророческим возследующе речением”. Богоматерь называется облаком, во-первых, потому, что из Нея “возсия нам Солнце праведное”, и во-вторых, потому, что Она “источает жаждущим воду живу оставления” (грехов) и одождила нам “тучу нетления Христа”.
В главе 29, ст. 11, читаем следующее: “будут вам вся сия словеса, аки словеса книги запечатлйнныя сея, юже аще дадут человеку ведущему писания, глаголюще: прочти cиe, и речет: не могу прочести, запечатленна бо”. Эта таинственная, запечатленная книга есть Пресвятая Дева. "Запечатленная ныне книга рождается - поет св. Церковь в навечерии праздника Рождества Богородицы - юже прочести не возможно естеством закона земных, соблюдаема в жилище Слова: якоже книги проявиша Богоглаголивых Духом”. В этой “одушевленной” книге “перстом Божественным” начертано Божие Слово. Такой же смысл имеет наименование книжный “свиток”, заимствуемое у Пророка Иезекииля (2, 9) и прилагаемое к Божией Матери. “Свиток Тя иногда Пророк, Отроковице, зряше, в нем-же перстом Отчим написася Слово воплощаемо”. Пресвятая Дева есть книга запечатленная, по причине непостижимой тайны воплощения Божия. “Твоего несказаннаго рождества прописуя Пророк, книгу запечатану провиде, еяже никтоже таинство разуме, вочеловечения рождества Твоего”.
Пророку Иезекиилю, на реке Ховар, было показано таинственное видение: он зрел Господа, сидящаго на престоле, под которым представлялись твердь, четыре животных и столько же одушевленных колес (Иез. 1). Дивныя животныя, по изъяснению самого Пророка, были “херувимы”. Как возседящий на престоле был Господь Иисус Христос: так и чудная колесница означала Пречистую Деву. Она - “колесница Солнца умнаго”, ”огнеобразная колесница Слова”, “колесница пресвятая Сущаго на херувимех”. Пророк Исаия видел Господа на престоле высоком и превознесенном; серафимы стояли вокруг и прославляли величие Его. Пророк Даннил также говорить о престоле, на котором возседал Бог. Святая Церковь часто называет Богородицу престолом. “Палата одушевленная Царева и престол огнеобразный, Дево, показалася еси, на нем же сидя, (Господь) воздвиже от перваго падения вся человеки”. “Престол Божий явилася еси, Богородице, на нем же плотию седе Христос”.
Пророк Иезекииль говорит: “обрати мя (Господь) на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворенна, и рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими; яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключенна” (44, 1 - 3). Врата, обращенныя на восток, которыми проходит один Господь - по толкование Св. Церкви и св. Отцев - Пречистая Дева Богородица. "Иезекииль Тя дверь зрит заключенну, Дево, еюже пройде Иисус". “Дверь Божию провиде Тя Пророк, еюже Сам пройде Един, якоже весть, Дево Пречистая”. “Яко виде Тя древле, Чистая, Пренепорочная, Пророк врата зрящая к свету незаходимому, a6иe Тя позна Божие жилище". Под образом этих врат, пребывших заключенными до прошествия и по прошествии ими Господа, разумеется приснодевство Богоматери; причину же того, что они обращены на восток, надобно видеть в назначении их для входа Господа Иисуса Христа, который называется в Св, Писании "востоком". "Ныне устроены - говорит св. Иоанн Дамаскин - святыя врата со стороны востока, чрез которыя Христос внидет и изыдет - и врата сии будут заключенны".
В книге Пророка Даниила (2, 31 - 35) описывается удивительное видение царя Навуходоносора: он видел великое тело, составленное из разных веществ - золота, серебра, меди, железа, глины - и вот "отторжеся камень от горы без рук, и удари тело в нозе железны и скудельны, и истни их до конца... Тогда сотрошася вкупе скудель, железо, медь, сребро и злато, и бысть яко прах от гумна летня; и взят я премногий ветр, и место не обретеся им; камень же, поразивый тело, бысть гора велика, и наполни всю землю". Такова и была, действительно, судьба четырех великих царств: Вавилонскаго, Мидо-Персидскаго, Македонскаго и Римскаго! Камень (Господь Иисус Христос), отделившийся без рук от горы (Пресвятыя Богородицы), сокрушил смесь, из которой был составлен древний языческий мир, и положил начало новому царству, "еже во веки не разсыплется". "Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества". "Несекомая гора, нерукосечный камень" - этими понятиями выражается мысль о приснодевстве Божией Матери.
Эту же самую таинственную гору видит и Пророк Аввакум; он говорит: "Бог от юга приидет и Святый из горы приосененныя чащи" (3, 3). "Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из Тебя изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление".
Таким образом, в пророческих речениях Ветхаго Завета даны были многия предуказания главнейших обстоятельств жизни Пресвятой Богородицы: происхождение Ея от рода Давидова, нравственныя совершенства, Богоматернее величие, приснодевство, прославление, - все это преднаписано у св. Пророков чертами, вразумительными для душ верующих.

II

ПРООБРАЗОВАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Cвятый Апостол Павел, определяя значение Ветхаго Завета, истории его лиц и обрядов, говорит, что все это служило "тению" или предъизображением новозаветных лиц и событий. Значение предъизображений (прообразований) признавал Сам Господь наш Иисус Христос; Он Сам применял ветхозаветныя события к новозаветным, например, Он говорил: "как Моисей вознес змию в пустыне; так, должно вознесену быть Сыну человеческому (Иоан.III, 14), и еще: “как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи” (Мт. 12, 40). Ветхозаветныя прообразования главным образом имели своим предметом Спасителя мира - Господа Иисуса Христа, к Которому направлялись надежды и ожидания праведных мужей древняго мира. Но св. Православная Церковь, в Богослужебных канонах и песнопениях, и св. Отцы, в своих творениях, находят между ветхозаветными предуказаниями и такия, которыя относятся к лицу приснодевственной Матери Господа. "Во всем вообще Богодухновенном Писании внимательный изследователь увидит разныя указания на Пречистую Деву Mapию, разсеянныя повсюду" - замечает св. Андрей Критский; и св. Иоанн Дамаскин называет Пресвятую Деву "Богородицею, по предведению Божию предопределенною в предвечном совете, в различных образах и словах пророческих прообразованною и предвозвещенною Духом Святым".
В самом начале Библии, при повествовании Моисея о творении миpa, св. Церковь, и Богомудрые Отцы находят указание на Деву Mapию - в первобытной, девственной земле. Эта земля, хотя не была возделана человеческими руками и орошена дождем, тем не менее произрастила удивительное разнообразие трав и деревьев, и из нея создано самое тело человека. "Как первосозданный Адам - говорит св. Ириней - получил телесный состав от чистой, еще девственной земли и образован рукою Божиею, т.-е. Словом Божиим, так и в воплощении Бога-Слова повторилось то же самое; Бог-Слово, возстановляющий Собою Адама, благоволил и родиться по подобию возстановляемаго Адама, ибо родился от Марии, которая была Девою". "Эта дева (т.-е. девственная земля) была образом - по замечанию св. Иоанна Златоустаго - другой Девы: как эта земля произрастила нам рай, не приняв семян, так и Та безмужно произрастила нам Христа". В акафисте Пресвятая Дева именуется "прозябшею божественный клас, яко нива неоранная яве" (т.-е. невозделанная явно), произращающею садителя жизни нашея, нивою растящею гобзование (многоплодие) щедрот".
Рай - первоначальное жилище человека - был прекрасный сад, украшенный деревьями, приятными на вид и добрыми в снедь. Пресвятая Дева, как "одушевленный рай", показывала в Ceбе чудные плоды добродетелей: Она - "тайных цветов (т.-е. добродетелей) прекрасный сущий рай". Посреди рая было насаждено древо жизни, - и Пресвятая Дева имела в себе Господа: "Таин еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа".
Первая жена Ева, загадочно называемая материю живущих, - говорит св. Епифаний, - прообразовала Пресвятую Деву Mapию. Ева тогда лишь названа материю живущих, когда услышала: "земля еси и в землю отъидеши", т.-е. после совершения греха; удивительно, что ей дано такое славное название после падения. Если возьмем во внимание внешнее и подлежащее чувствам, то увидим, что от этой Евы произошел на земле весь человеческий род; тогда как Девою Mapиею введена в мир самая жизнь, Она раждает жизнь и делается материю живущих... Ева была причиною смерти человеческаго рода, - чрез нее вошла во вселенную смерть: Мария принесла жизнь, - чрез Нее подана нам самая жизнь". Как Ева получила жизнь свою прямо от рук Божиих, так и Пресвятая Дева дарована Самим Богом ея родителям; Ева по сотворении введена была в рай, Пресвятая Дева введена была в храм Господень. Впрочем, разныя черты жизни Евы предъизображали Пресвятую Деву по противоположности. "Как праматерь (Ева) создана из Адама - говорит св. Иоанн Дамаскин: - так и Пресвятая Дева родила новаго Адама хотя и по закону чревоношения, но превыше естественнаго рождения, потому что Он раждается от Жены без отца, как и от Отца без матери". Как Ева - замечает св. Ириней - была обольщена речыо диавола удалиться от Бога, по преступлении воли Его: так Дева Мария была оглашена ангельским словом к приятию Бога, при повиновении воле Его; как та была соблазнена к удаленно от Бога: так эта убеждена к повиновению Богу". Грехом Евы введена смерть в мир и человек изгнан из рая: напротив, чрез Пресвятую Деву Mapию введена жизнь в мир и даровано людям вечное блаженство. "Ева недугом преслушания клятву вселила есть - воспевает св. Церковь, - Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения, мирови благословение процвела еси". И в другой песни: "умерщвление плодом мне Ева принесе: Ты же, Жизнь рождши ипостасную, Пречистая, aбие исправила еси". "Из Едема изыде род наш, прабабы ради Евы: призван же Тобою, рождшею нам новаго Адама - Христа". Св. Ириней высказывает такую-же мысль: "узы Евина непослушания разрешены послушанием Марии: Что Ева связала неверием, то разрешила Дева Mapия верою". "Ева поверила змею - говорит Тертуллиан - Мария поверила Гавриилу; что та согрешила по доверию, то эта загладила верою". "Жена - говорит св. Григорий Нисский - защитила жену, первая (т.-е. Ева) открыла путь греху: а эта (т.-е. Mapия) послужила явлению правды; та последовала совету змея: эта представила Истребителя змея и произвела на свет Подателя света". Противоположность их всего лучше изъясняется словами, сказанными той и другой. Eве сказано: в болезнех родиши чада, а Деве Марии возвещено:радуйся, Благодатная; Eве сказано: к мужу твоему обращение твое, - а Деве Марии: Господь с Тобою!
Ковчег, в котором патриарх Ной спасся от вод всемирнаго потопа, предъизображал Пресвятую Деву. "Радуйся ковчег, Богоустроенное жилище - восклицает к Ней св. Иоанн Дамаскин - управительница новосозданнаго мира, от которой происходит Христос - новый Ной, наполняющий высший мир нетлением". Сто лет (как говорят предания, занесенныя в древния книги) был строен ковчег: и род человеческий долго приготовлялся к принятию Спасителя и рождению Девы Марии. Ковчег был устроен из дерев негниющих: Пресвятая Богородица пребыла Приснодевою. В ковчеге спаслись Ной и дети его от потопа: чрез Марию все послушные голосу благодати Божией спасаются от погибели вечной. От Ноя, вышедшаго из ковчега, населился послепотопный мир: от Христа, родившагося от Пресвятой Девы, ведут свое начало чада Новаго Завета.
Ной, находившийся в ковчеге, о конце всемирнаго потопа узнал тогда, как выпущенная им оттуда в другой раз голубица прилетела с масличным сучком; выпущенная же в третий раз она более не возвращалась. Эта голубица предъизображада Пресвятую Деву: "голубице - говорит Ей св. Церковь - милостиваго рождшая". Рождением милостиваго Она действительно возвестила окончание гнева Божия и совершенный мир на земле. "Радуйся спасшая мир от потопления греховнаго"!
Как Исаак прообразовал Господа Иисуса Христа: так и рождение его от Сарры служило образом рождения от Девы Марии обетованнаго Meccии. "Сарра, рождши Исаака, образ Иисусов, радость ми сотвори Господь, глаголаше; образованнаго Исааком рождшая и девствующая, паче радуйся, всепетая Мати Дево". "Исаака рождение от безчадныя матере поношение отъят и возвеличи славою: рождшееся от Тебе Свято первейшую славу принесе Teбе, Пречистая Дево и Мати".
На пути в Месопотамию, в Вефиле, патриарх Иаков имел таинственное видение, в котором показана ему лествица, утверждавшаяся на земле и верхом своим достигавшая неба (Быт. 28, 12). Эта лествица изображала Пресвятую Деву. "Радуйся - поет Ей св. Церковь - лествице высокая, юже Иаков вид". "Тебе мысленную и одушевленную лествицу, на нейже Бог наш утвердися, еюже к небеси обретохом восхождение, песньми, Богородице, величаем". И в других местах св. Церковь называет Богородицу "лествицею, возвысившею всех от земли благодатию, - лествицею небесною, еюже сниде Бог". "Господь - говорить св. Иоанн Дамаскин - соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самаго неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, т.-е. Дева, утверждена на земле: потому что Она родилась на земли; глава ея касалась неба: потому что глава Ея был Бог и Отец". Ангелы на лествице восходят и низходят, потому что в молитвах неусыпающая Богородица велит Ангелам, да с Нею вместе непрестанно помогают людем и восходя возносят к Богу молитвы молящихся, а низходя приносят от Бога людем помощь и дарования.
Боговидец Моисей зрел образ Божией Матери в купине горевшей, но не сгоравшей. Купина, объятая огнем, оставалась невредимою: так и Дева, по рождестве Спасителя, не утратила Своего девства. "Образ чистаго рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная". "Якоже купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси и Дева пребыла еси". Св. Отец Григорий Нисский говорит: "что там (т.-е. в Ветхом Завете) предъизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы; как там купина горит и не сгорает: так и здесь (т.-е. в Новом Завете) Дева раждает свет и пребывает нетленна". По этой причине св. Церковь именует Богоматерь "неопалимою купиною", а христианское искусство нередко изображает Ее окруженною огненным сиянием. Таким иконам издревле усвоено наименование Неопалимой Купины.
Евреи, изведенные из Египта всесильною десницею Божиею, в своем странствовании к земле обетованной, были предводимы не столько Моисеем, сколько Богом. Он присутствовал в облачном столпе, который осенял их днем и освещал ночью. Этот столп предъизображал Пресвятую Деву. Проявив нам телесно Христа - Солнце правды - и излив на весь мир дождь Его благодати, Она сделалась "облаком всесветлым, верныя непрестанно осеняющим", "светоносным облаком, в оньже всех Владыка сниде и воплотися нас ради". Разсеяв мрак неверия и распространив свет истиннаго Богознания, Она явилась "огненным столпом, наставляющим сущия во тьме", "вводящим в высшую жизнь человечество". Как "покров миpy, ширший облака", Она покрывает и защищает верующих Своим милосердым заступлением от всех бед и напастей. Ходатайствуя о всех новозаветных чадах Своих, Она старается всех привести в царство Сына Своего и Господа: "световидный облак, предводящий новыя люди к земли обетования, во истину Богоблагодатная явилася еси, и врата вводящая к жизни". "Не отчаяваим Божия милосердия - говорит св. Димитрий Ростовский - се бо имамы в пути жизни нашея премилостивую Одигитpию (путеводительницу), милосердую наставницу, Пречистую Деву Богородицу, данную нам от Бога аки столп Израильтянам, к обетованной земле ведущий. Есть бо Она столп огнеоблачный, якоже вещает к Ней в акафисте Церковь. Огнь есть не вещественный, но божественный, яко просвещающая во тьме сущих и к разуму божественному всех наставляющая. Облак есть, яко носившая Бога и изливающая нам дождь Божия милости и благодати. Столп есть, яко утверждающая ратующую на земли Церковь и от врагов видимых и невидимых защищающая".
Далее, скажем вместе с св. Церковию: "в Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда; тамо Моисей разделитель воды: зде же Гавриил служитель чудесе; тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди безсеменно Дева; море, по прошествии Израилев, пребысть непроходно: Непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна". Чермное море, пропустив по сухому дну Израильтян, сомкнуло воды свои и потопило полчища Фараона, устремившаяся за народом Божиим: и Пресвятая Дева именуется "морем, потопившим Фараона мысленнаго". Чрез рождение Господа Она явилась для сатаны и всей силы его - морем погибели, а для верующих во Христа, этих истинных Израильтян, странствующих к небесному отечеству, - морем спасения.
Странствуя к земли обетованной по безводной пустыне, Евреи ощутили недостаток в воде; Моисей, по воле Божией, ударил жезлом в камень горы Хорив - и вода истекла оттуда в изобильном количестве. Пресвятая Богородица есть "камень напоивший жаждущия жизни": "премудрости, Пречистая, Тя сокровище вемы - воспевает св. Церковь - и благодати точащую источник приснотекущий разума". От Пресвятой Девы, чрез рождение от Нея Господа Иисуса Христа, Котораго св. Апостол Павел разумеет под камнем Хоривским (1 Кор. 10, 4), истекла вода благодати, могущая утолить жажду жизни вечной.
Местом особеннаго присутствия Божия в Ветхом Завете были - сначала скиния Моисеева, потом храм Соломонов. Здесь Господь как-бы вселялся между людьми, принимал молитвы Своего народа и давал откровения избранным мужам. Как только скиния Моисеева и храм Соломонов были освящены, слава Господня наполнила их. Пресвятая Дева, как одушевленный храм Божий, называется "местом освящения славы", "пространным селением Слова", "Бога невместимаго вместилищем, селением преславным Сущаго на серафимех".
Скиния и храм служили прообразами Девы Богородицы. "Исполнися вопиющаго пророчество, глаголет бо: возставлю скинию падшую священнаго Давида, в Тебе, Чистая, преобразившуюся". "Храм Тя чист и пренепорочен, Приснодево Богородице - поет св. Церковь - Вседетель обрете едину яве от века". "Иже от конец гор святых всех, храм Богу бывши, якоже прежде Пророк рече, Христу чист покажи мя храм, Владычице". Богородица, поистине, "Божественная сень Слова, чистотою Ангелы превосшедшая", в которую "единый херувимским существам неприступный и страшный ангельским чинам вселися и нас обнови". Когда храм Соломонов был разрушен и богатства его расхищены: то на месте его, по возвращении Евреев из плена Вавилонскаго, был выстроен второй храм. Хотя этот храм во многом уступал первому, так что Евреи не могли удержаться от слез при взгляде на него; но второй храм, на самом деле, сделался славнее Соломонова, потому что в нем явилось одушевленное селение Божией славы.
Как скиния и храм служили прообразом Божией Матери: так предъизображали Ее, по учению св. Церкви и св. Отцев, разныя священныя принадлежности ветхозаветнаго богослужения. "Великий преднаписа во пророцех Моисей Тя - кивот, и трапезу, и свещник, и стамну (золотой сосуд с манною), образне назнаменуя воплощение, еже из Тебе, Вышняго, Мати Дево". "Преславно прообразоваше, Чистая, закон Тя скинию, и божественную стамну, странен (чудный) кивот, и катапетасму (завесу), и жезл, храм неразрушимый, и дверь Божию". "Радуйся свещниче светлый - поет св. Церковь Богородице - радуйся ручко (сосуд), в нейже манна; радуйся жезле Ааронов; радуйся Божественная трапезо". "Во истину Тя, яко светел свещник невещественнаго Света, кадильницу златую Божественнаго угля, во Святая святых всели, ручку и жезл, скрижаль Богописанную, ковчег святый, трапезу Слова жизни, Дево, рождество Твое". Разсмотрим частнее эти прообразы.
Важнейшим местом скинии и храма было "Святое святых", где находился ковчег завета. Оно было доступно одному первосвященнику, и только один раз в год, когда он в день очищения входил сюда для кропления жертвенною кровию. Святое святых служило образом Божией Матери, вместившей воплощенное Слово Божие. Но сколько жертва, принесенная Богу Господом, была несравненно превосходнее ветхозаветных жертв и сколько Сам Господь выше первосвященников Израильских: столько и Пречистая Дева выше и превосходнее Святаго святых. "Радуйся, Святая святых большая". 
Во внутреннейшем отделении скинии и храма - "Святое святых", стоял ковчег завета - ящик, покрытый золотом внутри и снаружи, вмещавший в себе самые священные предметы. Этот кивот уподобляется Божией Матери, вместившей не скрижали закона, а самого Законодателя. "Ковчег, Божественным Духом позлащенный, Пречистая показася: не скрижали носящ закона, но Христа Господа, Егоже закон и пророцы древле предвозвестиша". Одушевленный ковчег Божий был "позлащен Духом", - иначе сказать: Пресвятая Дева была украшена всеми духовными дарами. И как к древнему кивоту невозможно было касаться неосвященною и дерзновенною рукою, так и новозаветный кивот Божий огражден силою Божиею от всяких подобных попыток; "яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных". Во втором храме не было кивота Божия: вместо него в атом храме вскоре явилась Сама Пресвятая Дева.
Ковчег завета сверху был накрыт "очистилищем", - золотою крышкою, над которою распростирали свои крылья два херувима, изваянные также из золота. Это очистилище собственно и было в Ветхом Завете местом, где вездесущий Бог обнаруживал особенное Свое присутствие, открывал Свою волю и принимал молитвы Своего народа. Пресвятая Дева, по учению св. Церкви, есть "теплое очистилище", "очистилище миру", "всего миpa очищение". Чрез Нее пришел на землю единородный Сын Божий, для того, чтобы оправдать пред Богом всех верующих в Него, не Иудеев только, но и язычников.
В ковчеге завета, по Божию повелению, в память будущим родам, был положен чудесно прозябший и процветший жезл Ааронов. Этот жезл прообразовал Пресвятую Деву Богородицу. Она произошла от безплодных родителей подобно тому, как процвел сухой жезл: "произрастение сухаго жезла указало Израилю предъизбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от безплодной чудно являет светлое достоинство родивших". "Из корене прозябшая Давидова и Иессеева, Анна ныне растити начинает божественный жезл, прозябший таинственный цвет - Христа, всех Зиждителя". Еще более чудно, чем прозябение Ааронова жезла, было рождение от Пресвятыя Девы Господа: "прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий, Чистая, Божественное рождество, яко безсеменно зачнеши, и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, младенца питающи всех Бога". Приснодева, поистине, есть "тайный жезл, цвет неувядаемый процветший", и по Своей чистоте и непорочности, - Сама "цвет нетления", "неувядаемый", "отрасли неувядаемыя розга" (ветвь).
Кроме Ааронова жезла, в ковчеге завета стояла "стамна", или золотой сосуд, наполненный манною, этим "небесным хлебом", которым Господь питал Израильский народ в безплодной пустыне. Св. Церковь видит в этой стамне образ Божией Матери: "манноприемная ручка (сосуд) Тя, Богородице, иногда преобрази; Христа бо носила еси, манну разума одождившаго всем чтущим Тя"."Радуйся стамно, манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства": "златокованная стамно, из неяже истече миро животворное верным". В этом сосуде вмещалась "манна жизни" - Христос, сшедший с неба, хлеб жизни и безсмертия, насыщающий и услаждающий души верных.
За второю завесою скинии, по свидетельству Апостола Павла (Евр. 9,4), находилась золотая "кадильница", для воскурения пред Господом фимиама. Новый образ Пресвятой Девы! "Златая кадильница была еси, огнь бо во утробе Твоей вселися, Слово от Духа Свята". "Радуйся, кадильница, золотой сосуд - говорит св. Иоанн Дамаскин - Ты носишь в ceбе Божественный угль, и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из миpa зловонное тление". Божественный угль этой кадильницы есть Сам Господь, как поет св. Церковь: "угль проявлейся - Солнце из девственныя утробы возсия во тьме заблудшим". Возношение кадильнаго фимиама, по мысли Св. Писания, означает возношение молитвы к престолу Божию. И в этом отношении Пресвятая Дева есть "кадило благовонное", "приятное молитвы кадило": потому что Она самая усердная и надежная наша Молитвенница и Заступница пред Богом.
В святилище скинии и храма стоял устроенный из золота светильник с семью лампадами, наполненными чистым елеем и постоянно горевшими. Пресвятая Богородица была седмисвещный светильник, украшенный всеми дарами Духа Святаго. "Светозарный Тя свещник предвообрази, приемшую несказанно Свет неприступный, разумом Своим озаряющ всяческая". "Седмосветлый Тя свещник, огнь Богоразумия носящ, Отроковице, пророк древле провиде, светящ во тьме неведения бедствующим". "Закона свещник прообразоваше Тя рождшую Свет, просветившаго, Пречистая, всяческая". "Светоприемную свещу сущим во тьме явльшуюся зрим святую Деву: невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму божественному вся". "Радуйся - взывает Божией Матери св. Иоанн Дамаскин - радуйся светильник, золотой и твердый сосуд девства: светильнею этого светильника служит благодать Духа, а елеем святое тело, заимствованное из чистой плоти: отсюда происходит невечерний свет - Христос, осиявший вечною жизнию сидящих во тьме и сени смертной".
В том же отделении скинии и храма находилась трапеза, сделанная из негниющаго дерева и обложенная золотом, на которой полагаемы были в жертву Богу 12 хлебов. "Радуйся Божественная трапеза" - воспевает Пречистой Деве св. Церковь, "Яво трапеза хлеб вмещаеши тайный, от негоже ядше нектому алчем, Всепетая". От Нея мы имеем хлеб сшедший с небес - Христа, питающий нас для жизни вечной. Поэтому Она называется еще "одушевленною трапезою, хлеб животный вмещшею".
Во дворе скинии, между жертвенным алтарем и самою скиниею, находилась медная умывальница, в которой омывались жрецы пред начатием своего служения. Пресвятая Дева есть "баня, омывающая совесть".
В скинии и храме Израильтяне приносили жертвы Богу, и между прочим животных разнаго рода, но с непременным условием - неимеющих какого-либо недостатка, непорочных и чистых. В-частности юница (телица) приносилась в жертву спасения или мира. "Радуйся - взывает Св. Церковь Пресвятой Деве" - юница, Юнца рождшая непорочнаго; агнице, рождшая Божия Агнца, вземлющаго мира всего прегрешения".
Ханаанская земля, обетованная Израильскому народу еще в лице праведных патриархов его и занятая им после сорокалетняго странствования, была в древнее время чрезвычайно плодоносна: она, по живописному выражению Св. Писания, "кипела млеком и медом". Пресвятая Дева, произрастившая нам "хлеб животный" - Христа, есть для нас истинная земля обетования. "Радуйся - возглашает ей Св. Церковь - земле обетования, из неяже течет мед и млеко".
Вступив в обетованую землю, Израильтяне разделили ее между двенадцатью коленами, и из 48 городов, предоставленных колену Левиину, шесть назначили для убежища неумышленным убийцам: там эти несчастные, достойные более сожаления, чем наказания, были безопасны от всех поисков, и не прежде, как по смерти первосвященника, они могли возвратиться на первоначальное место своего жительства. Пресвятая Дева есть для верующих душ "спасения град", "пристанище", "хранилище, ограждение, утверждение и священное прибежище".
Гедеон, пятый судья Израильскаго народа, выслушав от Ангела волю Божию - идти и избавить отечество от власти мадиамлян, пожелал получить знамение в удостоверение того, что на это дело есть благословение Бoжиe. Избранное им самим знамение было такое: на руно (кожу овцы), положенное им на гумне, ночью сошла обильная роса, тогда как вся земля вокруг была суха; в другую же ночь земля была омочена росою, а лежавшее на гумне руно осталось совершенно сухим. Bсе обстоятельства этого чуднаго события имеет отношение к лицу Пресвятой Богородицы. Гумно, в таинственном смысле, знаменовало избранный народ Божий. Руно - Пречистая Дева, по толкованию св. Церкви. "Радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон предвиде". Руно было орошено росою: и Пресвятая Дева была орошена небесным и божественным дождем, сшедшим на Нее. "Якоже на руно, дождь небесный, на Тя сшедший, подъяла еси, Всечистая". "Яко на руно во чрево Девы сшел еси дождь, Христе". Одушевленное руно - Дева была обильно орошена благодатию Божиею; тогда как, в то же время, язычники и самые Израильтяне были духовно сухими - от зноя суеверия и неверия. Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росою: так и Дева, по рождестве Господа, не потерпела изменения, между тем, как земля увлажилась росою истинной веры. "Якоже на руно сниде без шума с небесе, Дево, дождь в ложесна Твоя Божественный, и спасе все изсохшее человеческое естество, Пречистая".
Премудрый царь Соломон, устроив в своем доме судную палату, поставил в ней великолепный престол, сделанный из слоновой кости и золота: такого не было, замечает св. писатель, еще нигде, ни в каком другом царстве. "Радуйся, яко еси царево седалище, - говорит св. Церковь Пречистой Деве. Вместив первообраз Соломона - Господа Иисуса Христа, Она сделалась одушевленным престолом Царя Небеснаго. Седалище Соломона было возвышенно: и седалище Господне - Пресвятая Дева Мария - превыше херувимов и серафимов, служащих престолами Царю славы. "Престол Тя Божия Слова прославляем, Богородице, на немже яко человек Бог седе".
Три благочестивые отрока - Анания, Азария и Мисаил - были воспитанниками Даннила, при дворе царя Вавилонскаго, а потом и соправителями его. Однажды царь Навуходоносор воздвиг золотой истукан и повелел, чтобы все знатные люди царства его, по данному знаку, поклонились бездушному идолу. Три отрока не устрашились "зверской ярости", не поклонились твари, вместо Творца, и за такое преслушание были ввержены в раскаленную пещь, но силою Божиею сохранены невредимыми. Ангел великаго совета Божия - Господь Иисус Христос, снисшедши в пещь, преложил пламень в росу, и тем предобразил чудное рождение Свое от Пресвятой Дивы Mapии. "Благословите отроцы, Троицы равночисленнии, Содетеля Отца Бога, пойте снисшедшее Слово и огнь в росу претворшее" - поет св. Церковь. Неопалением отроков в Вавилонской пещи, прежде всего, предуказано неопаление Пресвятой Богородицы от огня Божества. "Росоносная пещь представила образ сверхъестественнаго чуда: ибо она не опаляет принятых юношей, как и огнь Божества утробы Девы". Потом невредимость юношей в огне, по понятию св. Церкви, означает приснодевство Богоматери. "Чуда преестественнаго показа образ огнеросная пещь древле: огнь бо не опали юныя дети, Христово являя безсеменно от Девы божественное рождество". "Ветхозаветные юноши, объятые огнем неопально, прообразуют утробу Отроковицы сверхъестественно раждающую, запечатленную". Наконец Вавилонская пещь послужила для трех отроков орудием не истреблена, а жизни и обновления: так чрез Пресвятую Деву мир достиг своего обновления.
Прообраз приснодевства Божией Матери св. Церковь находить в невредимом сохранеии пророка Ионы в утробе кита. "Иону, (как) младенца из чрева, морский зверь изрыгнул, каким принял; а Слово, вселившись в Диву и принявши плоть, прошло, сохранив (Ее) нетленною".
Но все эти прообразования, предначертывавшия, по изволению Божию, уму и чувству ветхозаветных чад будущее величие Приснодевы Богоматери, далеко уступают самому первообразу. "Закона и ковчега честнейшую Тя воспеваем, Богородице Mapие"! "Паче скинии Моисеевы всю Тя Бог освяти, Богородице”! Св. Иоанн Дамаскин так изъясняет отношение ветхозаветных предъизображений к лицу Пресвятой Девы: "там Слово Божие на каменных досках начертало закон Духом, как-бы перстом Своим; а здесь само Слово Божие воплотилось от Духа Святаго и девственных кровей... Там манна; здесь услаждающий манну... Да поклонится великолепная скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценнаго всякаго рода вещества, и прежде нея бывшая скиния праотца Авраама, - да поклонится одушевленной и умной Скинии Божией! Эта соделалась не только местом особеннаго действия Божия, но существенным вместилищем ипостаснаго Сына и Бога. Да сознает свое ничтожество пред Нею позлащенный отвсюду кивот, и носящая манну златая стамна, и светильник, и трапеза, и все древнее! Все это потому только важно было, что прообразовало Скинию духовную, так как тень истиннаго первообраза".

маркированный список

В начало

маркированный список

Назад

маркированный список

Дальше

 


Главная

Иконы

Молитвы

Copyright © 2002. S.O.V. 
E-mail:
autograph-mus@narod.ru

Хостинг от uCoz