Пресвятая Богородица. Основные праздники: Благовещение - 7-е апреля,
Успение - 28-е августа, Рождество - 21-е сентября, Покров - 14-го октября,
Введение во храм - 4-е декабря.

маркированный список

В начало

маркированный список

Назад

маркированный список

Дальше

СКАЗАНИЕ ОБ УСПЕНИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

По совершении Господом спасения рода человеческого и вознесении Его на небо Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, среди первых христиан жила довольно продолжительное время; Она исполнялась великой духовной радости, взирая на расширение по всей вселенной Церкви Христовой и на распространение до пределов земли славы Сына и Бога Своего; в эти начальные дни жизни Церкви Христианской Пресвятая Богородица воочию увидела исполнение своих слов, что Ее будут ублажать все роды — христиане, повсюду славившие Христа Бога, ублажали и Его Пречистую матерь, тогда еще обитавшую на земле(1). 
Пресвятая Богородица приблизилась к пречестному и славному успению своему уже исполненная дней; Она Сама желала скорее отойти от тела и войти к Богу. Душа Ее всегда была объята одним непрестанным желанием увидеть сладостное лицо сына Своего, седящего одесную Отца на небесах; горя к Нему несравненно большей любовью, нежели серафимы. Матерь Божия, изливая из святых своих очей потоки слез, тепло молилась Господу, чтобы Он взял ее из этой юдоли плача в горние блаженные обители. Живя в доме святого Иоанна Богослова на Сионе(2), Она часто удалялась отсюда на гору Елеонскую (3) — место вознесения на небо сына Своего и Господа; здесь в одиночестве Она возносила Ему Свои усердные молитвы. И вот однажды во время такой уединенной молитвы Богоматери на горе Елеонской о том, чтобы Господь скорее послал Ей кончину и взял к Себе на небо, пред Нею предстал архангел Гавриил, служивший Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во святая святых, принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия, неотступно охранял Ее во все время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что вскоре — по прошествии трех дней — Она отойдет ко Христу Богу. Возвещая Пречистой Деве час смертный, архангел говорил Ей, чтобы Она не смущалась, а с радостью приняла его слова, ибо они призывают Ее в бессмертную жизнь к вечному Царю славы: 
- Сын твои и Бог наш, - говорил архангел, — с архангелами и ангелами, херувимами н серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время. 
В знамение торжества Богородицы над смертью, то есть что над Нею не будет иметь власти смерть телесная, как не обладала Ею смерть душевная, н что Она, точно сном уснувши смертью на малое время, скоро, как пробудившись, встанет и, отгнав от Себя смерть как от глаз дремоту, узрит при свете лица Господня бессмертную славу н жизнь, куда и отойдет при радостных кликах с веселием духовным. В знамение всего этого архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь: это была сияющая светом небесной благодати ветвь от финиковой пальмы; ее должны были, как сказал архангел, нести пред одром Богоматери, когда пречестное и пречистое тело Ее будет несено для погребения. Преблагословенная Матерь Божия исполнилась несказанной радости и духовного восторга, ибо что могло быть для Нее радостнее и приятнее жительства на небе с Сыном Своим н Богом и блаженства при созерцании Его славного лика? Пав на колена. Она начала усердно благодарить Творца Своего: 
- Я не была достойна, - молилась Пресвятая Богородица, - приять Тебя, Владыко, в утробу Мою, если бы Ты Сам не помиловал Меня, рабу Твою; Я соблюла вверенное Мне сокровище и посему имею дерзновение просить Тебя, Царь славы, чтобы Ты охранял Меня от области геенской: 
если небо и ангелы трепещут пред Тобой, то тем более созданный из персти человек, не имеющий за собой никаких заслуг, кроме дарованных Твоей же благостию; Ты, Господь и Бог, благословенный вовеки. 
Пречистая Владычица при исходе своем из этой жизни желала видеть святых апостолов, уже разошедшихся с евангельской проповедию по вселенной: Она молила Господа и о том, чтобы в час кончины Своей Ей не видеть князя тьмы и ужасных слуг его, но чтобы Сам Сын Ее и Бог, исполняя Свое обещание, пришел и принял Ее душу в Свои святые руки. Когда Владычица наша. преклоняя колена, возносила на горе Елеонской Творцу Своему молитвенные просьбы и благодарения, то молитва Ее сопровождалась таким чудесным явлением: масличные деревья, стоявшие на горе Елеонской, точно одушевленные кланялись вместе с Богородицей: когда Матерь Божия преклоняла колена, тогда и деревья пригибались книзу; когда Она вставала, тогда и они снова выпрямлялись; деревья, как рабы, служили Богородице, почитая Богоматерь. 
По окончании молитвы Пресвятая Богородица возвратилась домой, н тотчас все сотряслось от присутствия невидимой силы Божией, окружавшей Богоматерь, и от славы Господней, которой Она была осияваема. Лицо Ее, н всегда сияющее благодатчю Божией более, чем лицо Моисея, говорившего некогда с Богом на Синае, просветилось еще более несказанное славой. Преблагословенная Владычица начала готовиться к Своей кончине. Прежде всего Она сообщила о ней усыновленному Ей возлюбленному ученику Христову Иоанну (4) и показала ему светящуюся райскую ветвь, завещая ему именно нести ее пред Своим одром; затем Пресвятая Дева сообщила о том же н прочим служившим Ей домочадцам. Потом Она повелела наполнить свою горницу благоуханием, приготовить и зажечь в ней возможно более светильников, украсить как самую горницу, так и стоящий в ней одр, - словом, устроить все нужное для погребения. Святой Иоанн Богослов тотчас послал к святому Иакову, брату Господню и первому епископу Иерусалимскому, а также ко всем родственникам и ближним, сообщая о скором, - с точным обозначением дня — отшествии матери Божией. Святой Иаков не замедлил известить всех христиан, живших не только в Иерусалиме, но и в окрестных городах н селениях, так что с епископом иерусалимским собрались ко Пресвятой Богородице все родственники и великое множество верующих обоего пола. Пречистая Владычица во всеуслышание поведала собравшимся слова, сказанные Ей архангелом о переселении Ее на небо, и в подтверждение показала полученную от своего благовсстника райскую ветвь, которая, как солнечный луч, сияла светом небесной славы. Слыша из уст Самой Богородицы весть о скорой Ее кончине, окружавшие Ее верующие не могли удержаться от слез: весь дом наполнился плачем и рыданиями; все умоляли милосердную Владычицу, как общую всех Матерь, не оставлять их сиротами. Но Матерь Божия просила не плакать, а радоваться Ее кончине, так как, ставши ближе к Божию престолу, лицом к лицу взи-рая на сына Своего и Бога и беседуя с Ним уста к устам, Ока может по смерти с большим дерзновением умолять Его о милосерден я благости; при этом преблагословенная Богородица обещала не оставлять сиротами по своем отшествии не только их, но и весь мир: Она весь мир будет посещать, внимая его нуждам н помогая бедствующим. Утешительные слова Богородицы отерли слезы плакавших и утишили их печаль. Пречистая Владычица сделала затем завещание относительно двух своих одежд, чтобы они отданы были двум бедным вдовицам, которые с усердием, получая от Нее пропитание, служили Ей. О Своем пречистом теле Матерь Божия завещала, чтобы оно было погребено в лежащем при горе Елеонской, недалеко от Иерусалима, Гефсиманском саду(5), где находилась гробница праведных родителей Ее, Иоакима и Анны, и обручника Ее святого Иосифа: эти гробницы примыкали к простиравшейся между Иерусалимом и горой Елеонской долине Иосафатовой, бывшей местом общего погребения для бедных жителей Иерусалима. 
Во время этих предсмертных распоряжений Пресвятой Богородицы внезапно послышался шум, по силе напоминавший раскаты грома, и облака окружили дом святого Иоанна Богослова -то, по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедию Евангелия по концам вселенной апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия, Святые апостолы, видя друг друга, радовались и вместе с тем удивлялись, говоря: 
- Что за причина, ради которой Господь собрал нас вместе? 
К ним вышел святой Иоанн Богослов и с радостными слезами приветствовал их, сообщая при этом о скором преставлении Пресвятой Богородицы. Тогда святые апостолы поняли, что Господь собрал их с различных концов вселенной для присутствия при блаженной кончине Пречистой Его матери, чтобы они с честью предали погребений Ее пречистое тело. Весть о скорой кончине Матери Божией переполнила сердца святых апостолов сильной скорбью. Войдя внутрь дома, они увидели Богородицу, с радостным лицом сидящую на одре; святые апостолы приветствовали Ее словами: 
- Благословенна ты от Господа, сотворившего небо и землю! 
- Мир вам, братья, избранные Самим Господом! — отвечала Пречистая Владычица. И потом спросила: 
- Как вы прибыли сюда? 
Святые апостолы открыли ей, что каждый из них был восхищен силою Духа Божия с места своей проповеди и принесен на Сиин на облаке. Матерь Божия прославила Бога, услышавшего Ее молитву и исполнившего Ее сердечное желание видеть при Своей кончине святых апостолов. 
- Господь, -говорила Она, обращаясь к ним, - привел вас сюда для утешения Моей души. которой предстоит, как требует того смертная природа, скорое разлучение с телом: уже приблизилось предопределенное Мне Моим Создателем время. 
Они же в ответ на это с печалью говорили Ей: 
- Во время Твоего пребывания на земле мы. Владычица, утешались, взирая на Тебя, как на Самого Владыку и Учителя нашего, а теперь, лишаясь Твоего присутствия, как вынесем тяжелую скорбь, объявшую наши души? Но Ты отходишь в премирные обители по изволению рожденного Тобой Христа Бога, и мы не можем не радоваться решению Божию о Тебе, хотя вместе с тем не можем не оплакивать и своего сиротства, ибо более не увидим Тебя, Матерь и Утешительницу нашу. 
При этих словах святые апостолы обливались слезами. 
- Не плачьте, - утешала их Пресвятая Богородица, - и Мою радость, друзья и ученики Христовы, не омрачайте своею скорбью, лучше радуйтесь вместе со Мной, так как Я отхожу к Сыну Моему и Богу. Тело Мое, которое Я Сама уготовала для погребения, предайте земле в Гефсимании, а затем опять возвращайтесь к возложенной на вас проповеди Евангелия; Меня же, если изволит Господь, и по Моем отшествии увидите. 
Во время этой беседы Богоматери со святыми апостолами прибыл и избранный Богом сосуд святой апостол Павел: припав к ногам Пресвятой Богородицы, он отверз свои уста, восхваляя и ублажая Ее: 
- Радуйся, - говорил святой апостол, - Матерь Жизни и мое проповеданне; если я до вознесения Господа Иисуса Христа не мог насладиться лицезрением Его здесь, на земле, то взирая теперь на Тебя, думаю, что вижу как бы Его. 
С апостолом Павлом были и близкие его ученики: Дионисий Ареопагит, Иерофей н Тимофей; присутствовали и остальные, из числа семидесяти, апостолы, -все были собраны Святым Духом, чтобы сподобиться благословения Пречистой Девы Марии и своим присутствием содействовать большей торжественности Ее погребения. Пречистая Владычица каждого из святых апостолов призывала к Себе по имени, восхваляя веру и подвиги при благовестии о Христе Иисусе; каждому Она желала вечного блаженства и молилась о мире всего мира. 
Настал пятнадцатый день августа месяца, и приблизился ожидаемый всеми благословенный час-это был третий час дня — отшествия Пресвятой Богородицы. В горнице возжжено было множество светильников; святые апостолы возносили славословие Богу; пренепорочная же Дева возлежала на украшенном одре, приготовляясь к блаженной кончине и ожидая пришествия к Себе возлюбленного Сына Своего и Господа. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было эти видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес - Сам Царь славы Христос с тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери. Увидев приближение Сына, Матерь Божия в великой радости воскликнула слова Своей песни: 
- Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем, яко призре на смирение рабы своея. 
И, приподнявшись в одра, как бы пытаясь идти в сретение Сыну Своему, Она поклонилась Господу- Он же, приблизившись и с любовью взирая на Нее, говорил: 
- Приди, Ближия Моя, приди. Голубица Моя, приди, драгоценное Мое сокровище, и войди в обители вечной жизни, 
Матерь Божия, поклонившись, отвечала: 
- Благословенно имя Твое, Господь Славы и Боже Мой, благоволивший избрать смиренную рабу Свою для служения таинству Твоему; помяни меня. Царь славы, в вечном твоем царствии; Тебе известно, что Я всем сердцем Моим возлюбила Тебя и соблюла вверенное Мне сокровище, и теперь приими в мире дух Мой и защити Меня от всяких козней темной, сатанинской силы. 
Господь утешил Ее исполненными любви словами, убеждая не бояться сатанинской силы, которая уже побеждена Ею; Он с любовью призывал Ее безбоязненно прейти от земли к небу. 
Готово сердце мое, Боже. Готово сердце мое (Пс. 107, 2)-отвечала на это Пресвятая Дева. 
И затем, произнесши сказанные Ею некогда слова буди ми по глаголу Твоему, снова возлегла на одре. Чувствуя неизреченную радость при виде пресветлого лица Сына Своего и Господа, матерь Божия, от любви к Нему преисполненная духовного восторга, предала пречистую душу Свою в руки Господа; при этом она не ощутила никакой боли, но как бы уснула сладким сном: Тот, Кого Она зачала без нарушения девства и родила без болезни, приял и душу Ее от пречистого тела. И тотчас началось исполненное радости дивное ангельское пение, в котором слышались, часто повторяемые ангелами, слова приветствия Гавриилова Пресвятой Деве: 
- Радуйся, Бладагодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах. 
С такими торжественными песнопениями провожали небесные чины пресвятую душу Богоматери, на руках Господа грядущую в горние обители- Святые апостолы, удостоившиеся видения, умиленными очами провожали Матерь Божию как некогда Господа, возносившегося с Елеонской горы; они долго стояли, испытывая ужас и как бы находясь в забытьи. Придя в себя, ученики Христовы поклонились Господу, со славой вознесшему на небо душу своей матери, и с плачем окружили одр Богородицы. Лицо преблагословенной Девы Марии сияло как солнце и от пречистого тела Ее исходило дивное благоухание, подобного которому здесь на земле невозможно и найти. Все верующие, благоговейно почитая пречистое тело, лобызали его со страхом; от честных мощей Богородицы исходила освящающая сила, наполнявшая радостью сердца всех прикасавшихся к нему. Болящие же получали исцеление: слепые прозревали, у глухих отверзался слух, хромые выпрямлялись, бесы изгонялись, всякая болезнь совершенно исчезала от одного только прикосновения к одру Божией Матери. 
Среди этих событий, сопровождавших смерть Божией Матери, началось торжественное шествие с Ее пречестным телом для его погребения: святой апостол Петр вместе со святыми апостолами Павлом и Иаковом, братом Божиим, став во главе, подняли вместе с другими святыми апостолами из числа двенадцати одр Пресвятой Богоматери; святой же Иоанн Богослов нес впереди райскую ветвь, испускавшую сияние. Остальные же верующие со свечами и кадилами шли вблизи, окружая одр. Все воспевали исходные молитвословия: святой апостол Петр начинал, а прочие стройно пели за ним псалом Давида: во исходе израилеве от Египта (Пс. 113), присоединяя к каждому стиху аллилуиа, по внушению Святого Духа воспевали и другие торжественные и благодарственны? молитвы и псалмы. Торжественное шествие с пречистым телом Богоматери направлялось от Сиона чрез Иерусалим в Гефсиманию, Над одром и провождающими появился облачный круг, напоминавший венец и озаренный необыкновенно светлым сиянием. А в облаках, во всеуслышание наполняя воздух, раздавалось дивное ангельское пение. Этот облачный венец плыл по воздуху над одром Божией Матери до самого места погребения; за все это время не прекращалось и ангельское пение. Но радостное шествие — вполне описать его не может слабый человеческий язык -было неожиданно прервано. Многие из не веровавших во Христа иудеев, услышав необычное пение и увидев торжественное шествие, покинули свои жилища и присоединились к нему: они также пошли за город, удивляясь той славе и чести, какие воздавались пречестниму телу Матери Иисуса Христа. Узнав об этом, архиереи и книжники пришли в сильную ярость и послали слуг и воинов — подговорив также многих и из народа, чтобы они догнали шествие и разогнали его участников; вместе с тем они приказывали учеников Христовых убить, а тело Богоматери сжечь. Но когда послушная подстрекателям толпа, вооружившись точно на сражение, в ярости побежала вслед за сопровождавшими тело Пресвятой Богородицы и уже стала настигать их, внезапно облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеной окружил как святых апостолов, так и остальных христиан; преследовавшие слышали лишь пение, никого не видя за облаком. Святые ангелы, невидимо парившие над телом Богоматери и христианами, поразили злобных преследователей слепотой: один из них разбили головы о городские стены; другие ощупывали их и, не зная, куда идти, искали проводников. В это время одному иудейскому священнику, по имени Афонию, случилось выйти в путь: видя святых апостолов -облако по Божию повелению для большей славы Богоматери снова поднялось -и множество христиан со свечами и пением, окружавших тело Приснодевы Марии, Афоний переполнился завистью; в нем вспыхнула прежняя злоба к Господу нашему, и он сказал: 
- Смотри, какой почет окружает тело Той, Которая родила льстеца, разорившего закон наших отцов! 
Будучи очень силен, он с неистовой яростью подбежал чрез толпу христиан к одру, чтобы сбросить на землю тело Пречистой Владычицы нашей: когда дерзкие руки священника коснулись одра, тотчас невидимый ангел рассек их посредине невещественным мечом Божия отмщения, н они повисли, не отрываясь от одра, сам же Афоний упал на землю, восклицая: 
- Горе мне! 
Уразумев свой грех, он стал каяться и говорить святым апостолам: 
- Помилуйте меня, рабы Христовы! Святой апостол Петр приказал остановиться несшим тело Богоматери и сказал Афонию: 
- Вот ты получил, чего желал; знай, что Бог отмщения Господь -явил Себя, и мы не можем исцелить тебя от твоих ран; это может сделать только Сам Господь наш, на Которого вы неправедно восстали и, схватив, убили; но и Он не захочет даровать тебе исцеления, пока ты не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедаешь устами, что Иисус есть Истинный Мессия, Сын Божий. 
Афоний воскликнул: 
- Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель мира — Христос; мы с самого начала увидели, что Он есть сын Божий; но, омраченные злобной завистью. не хотели открыто признать величия Божия и предали Его безвинно смерти; но Он силой Своего Божества в третий день воскрес, посрамил всех нас, его ненавистников: мы пытались путем подкупа стражи утаить Его воскресение, но ничего не могли сделать, так как слава об этом повсюду распространилась. 
. Когда Афоний говорил это, раскаиваясь в своем грехе, святые апостолы и все верующие радовались радостью ангелов о кающемся грешнике: святой апостол повелел Афонию с верой приложить раны усеченных рук к висящим на одре, призывая имя Пресвятой Богородицы. Афоний исполнил это. и тотчас отсеченные руки присоединились к своему месту; они сделались совершенно здоровы; остался только знак отсечения, точно красная ниточка, окружавшая локоть. Афонин пал пред одром ниц, кланяясь рожденному от Пресвятой Богородицы Христу — Богу и ублажая многими похвалами Пречистую Матерь Его: он приводил из Святого Писания пророчества, свидетельствующие как о Ней, так и о Христе, и все удивлялись вдвойне, видя чудесное исцеление усеченных рук Афония и слыша от него мудрые слова, которыми он прославлял Господа Иисуса и восхвалял Богородицу. Затем Афоний присоединился к святым апостолам, следуя с прочими христианами в Гефсиманию за одром. Точно так же получили исцеление и те из пораженных слепотой, которые, сознавая свой грех, с раскаянием подходили с проводниками к честному одру и касались его с верой, -они получали прозрение не только телесных, но и душевных очей. Милосердная Матерь всех, Пресвятая Владычица наша, как рождением Своим доставила радость всей вселенной, так н в успении Своем не восхотела никого опечалить: как благая матерь благого Царя, Она и бывших врагов Своих милостиво утешила благодатными дарами Своими. 
Но вот святые апостолы со всем множеством христиан достигли Гефсиманского сада; когда поставили одр с пречестным телом, то снова поднялся плач среди христиан: все, лишаясь такого сокровища, рыдали о своем сиротстве, 
отдавая последнее целование, христиане припадали к телу Пресвятой Богородицы и целовали его, обливаясь слезами, так что только к вечеру могли положить пречестное тело во гроб; но даже и тогда, когда ко гробу был уже привален громадный камень, христиане не отходили от него, удерживаемые любовью к Богоматери. Святые апостолы пробыли при гробе Пресвятой Богородицы, не покидая Гефсиманского сада, трое суток, днем и ночью воспевая псалмы. И во все это время в воздухе слышалось пение небесных воинств, восхваляющих Бога и ублажающих Его пречистую Матерь. 
По особенному устроению Божию один из апостолов, святой Фома, не присутствовал на преславном погребении тела Пречистой Богородицы; он только на третий день явился в Гефсиманию. Святой апостол Фома сильно скорбел и сокрушался, что не удостоился, как прочие святые апостолы, последнего приветствия и благословения Пречистой Богородицы; он сильно плакал также и о том, что один только не видел Божественной славы, дивных тайн и дел Божиих, явленных во время успения и торжественного погребения Богоматери. Святые апостолы, сжалившись над ним, решили открыть гроб, чтобы святой Фома мог увидеть хотя бы мертвое тело Преблагословенной Богородицы, поклониться ему н облобызать его н чрез это получить некоторую ослабу своей печали и утешение в огорчении. Но когда святые апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было -остались одни только погребальные пелена, распространявшие дивное благоухание. Святые апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы? К вечеру они сели, чтобы немного подкрепиться пищей, У святых апостолов во время трапезы был такой обычай: они оставляли среди себя незанятым одно место, полагая на нем в 
честь Христа — как Его часть — кусок хлеба. По окончании трапезы, вознося благодарение, они брали помянутую частицу хлеба, называемую частью Господа, и поднимали вверх, славя великое имя Пресвятой Троицы, затем после слов ?.Господи Иисусе Христе, помогай нам!? съедали этот кусок, как Божие благословение. Так поступали святые апостолы не только тогда, когда все были вместе, но и когда каждый находился вдали друг от друга- Теперь же в Гефсимании во время трапезы они ни о чем другом не думали и не говорили, как о том, почему не нашлось во гробе пречистого тела Богоматери. И вот когда, окончив трапезу, святые апостолы начали воздвизать отложенную в честь Господа частицу хлеба, славя Пресвятую Троицу, вдруг услышали ангельское пение: поднявши глаза, они увидели на воздухе стоящую Пречистую Матерь Божию, окруженную множеством ангелов. Она была осияваема неизреченным светом и сказала им: 
- Радуйтесь, ибо Я с вами во все дни. Святые апостолы, исполнившись радости, вмести обычного ?Господи Иисусе Христе, помогай нам!? воскликнули: 
- Пресвятая Богородица, помогай нам! 
С этого времени они как сами уверовали, так и Святую Церковь научили верить, что Пречистая Матерь Божия в третий день после погребения была воскрешена своим Сыном и взята с телом на небо. Снова войдя во гриб, святые апостолы взяли оставленную плащаницу для утешения скорбящих и как неложное свидетельство восстания Богоматери из гроба. 
Не подобало скинии жизни быть во власти смерти и породившей Создателя твари разделить участь тления с земной тварью. Законодатель явился исполнителем данного от Него закона — сыновья да чтут родителей: Он почтил пренепорочную Матерь Свою, как Себя, - как Сам Он со славой воскрес в третий день и потом вознесся с пречистой плотию на небо, так и Матерь Свою воскресил со славой в третий день и взял к Себе в небесные селения. Об этом предсказывал и святой Давид, говоря: Воскресни, Господи, в покой Твой Ты и кивот святыни Твоея(Пс. 131, 8). Его пророческие слова сбылись при воскресении Господа и воскрешении Им Своей Матери. Высеченный в камне пустой гроб Богоматери, как и Сына Ее доселе сохранился к служит предметом благоговейного почитания верных. 
Господь по особому смотрению Своему замедлил прибытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Богородицы, чтобы для него был открыт гроб н церковь, таким образом, уверилась в воскрешении Богоматери, подобно тому как ранее, чрез неверие того же апостола, уверилась в воскресении Христовом. Так совершилось успение Пречистой и Преблагословенной нашей Богородицы н погребение 
Ее непорочного тела, Ее преславное воскрешение и торжественное уверение о взятии Ее на небо с плотью. 
По окончании всех этих дивных чудес и тайн Божиих святые апостолы, снова носимые облаком, возвратились каждый в ту страну, откуда взят был во время своей проповеди Евангелия. 
Святой Амвросий, говоря о жизни Владычицы нашей на земле, так описывает дивные душевные качества Пресвятой Богородицы: 
?Она Дева не только по плоти; но и по духу: смиренна сердцем и нетороплива в речи; слова Ее полны Божественной мудрости; Она почти постоянно в чтении Святого Писания и неутомима в трудах; целомудренна в беседах, говоря с людьми, как пред Богом; никого никогда Она не обидела, желая всем добра; никем, хотя бы и убогим, не гнушалась, ни над кем не смеясь, но все, что ни видела, покрывала своей любовью; из уст Ее никогда не исходило слова, не приносившего благодати; во всех делах своих Она являла образ высочайшего девства. Внешний вид Ее был отображением внутреннего совершенства — благости и незлобия. 
Так говорит святой Амвросий. Описание святости душевной и внешнего вида Богоматери встречаем также у Епифания и Никифора: 
?Во всяком случае Она сохраняла досточтимую сановитость и постоянство; говорила очень мало, только о необходимом и добром, -слова Ее были сладостны для уха; к каждому Она относилась с должным уважением; с каждым человеком вела соответствующую беседу, не смеясь, не возмущаясь, тем более не гневаясь. Рост ее был средний; цвет лица, как цвет зерна пшеничного; волосы светло-русые и несколько златовидные; взгляд быстрый, проницательный; глаза, цветом напоминавшие масличный плод; брови немного наклоненные, темные; нос средний; уста, подобные цвету розы и сладкословесные; лицо не совсем круглое; руки и пальцы продолговатые; в Ней не было никакой гордости, во всем простота, без малейшего притворства; Она была чужда всякого притворства, являя в то же время пример высочайшего смирения. Одежды Ее были просты, без всяких искусственных украшений, как о том говорит сохранившийся Доселе покров Ее главы, -словом, во всем у Пей проявлялась проникавшая Ее Божественная благодать?. 
Так повествуют Никифор и Епифаннй о душевном и телесном образе Пресвятой Богородицы во время жизни Ее на земле. 
Теперь же о Матери Божией. водворившейся в небесных обителях и стоящей одесную престола Божия, могут поведать только небесные духи да души праведных, предстоящие Богородице и наслаждающиеся лицезрением как Бога, так и Пречистой Девы; они лишь могут сказать нам об Ней, как того требует Ее святость. Мы же, славя Отца, сына и Святого Духа, Бога единого в Троице, славим по Бозе и Его Пречистую Матерь, и Ей, от всех родов славимой и блажимой вовеки, поклоняемся усердно. 
Об отдельных событиях из жизни Пресвятой Богородицы со дня Ее рождения писано в нарочитые праздники Ее: на зачатие, рождение, введение во храм. Благовещение, также и на Рождество Христово и Сретение, а здесь после повествования о Ее бессмертном успении, в пополнение истории Ее жизни, расскажем, где и как жила Владычица наша по Вознесении Христовом. 
Святой евангелист Лука в Деяниях апостольских пишет, что по отшествии на небо Господа ученики Его возвратились с горы Елеонской в Иерусалим; войдя в горницу (где была тайная вечеря Христа), вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении с женами и Мариею материю Иисуса. По вознесении Иисуса Христа Богородица была для учеников Его единственным утешением, радостью в печали и твердой учительницей веры. Ибо все слова и чудесные события, которые Матерь Божия слагала в своем сердце, начиная от радостного благовещения Гавриила о бессемейном зачатии и нетленного рождения Христова из девической утробы и кончая годами младенчества Господня и временем жизни до крещения от Иоанна, - все это Она открыла ученикам Своего Сына; как имевшая обильные откровения от Святого Духа и Сама бывшая свидетельницей всех чудесных действий. совершившихся в жизни Христовой до дня явления Господа миру. Матерь Божия укрепляла веру святых апостолов подробным повествованием о жизни Спасителя до Его крещения. Все верующие, пребывая в помянутой горнице, неустанно молились, приготовляясь к принятию даров обещанного Господом от Отца Святого Духа. И во время сошествия — в 11 день по вознесении Господнем — Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, ниспосланный от Отца Утешитель прежде почил на Пречистой Деве, и до сего бывшей достойным Его храмом, в котором Он пребывал неотступно. Дары Святого Духа излились на Преблагословенную Деву в большем изобилии, нежели на святых апостолов, подобно тому как больший сосуд может больше вместить в себе воды, и Пречистая Дева, сосуд самый богатый дарами Святого Духа, потому что Она выше апостолов, пророков и всех святых, как и взывает к Ней Церковь: "Воистину Ты, Дева чистая, выше всех"; поэтому Она и даров Святого Духа вместила в себе более всех. 
Матерь Божия жила в доме святого Иоанна Богослова, находившемся на самом высоком месте Иерусалима -на горе Сион: с того самого времени, когда Господь сказал со креста Своей матери, указывая на возлюбленного ученика: 
жено, се сын твой, и ученику: се матерь твоя, Иоанн взял Пресвятую Деву к себе и действительно служил Ей как своей матери. По сошествии Святого Духа святые апостолы не тотчас разошлись по вселенной с проповедью Евангелия, но еще долгое время пробыли в Иерусалиме, как это видно из Деяний апостольских. Здесь повествуется, что по убиении святого первомученика Стефана настало гонение велие на церковь иерусалимскую: вси же разсеяшася по страном иудейским и самарийским, кpoме апостол; ученики Христовы, защищаемые силой Божией, пробыли в Иерусалиме около десяти лет, считая со времени вознесения Господня до дня, когда возложи Ирод царь руци озлобити некия, иже от Церквве. Правда, за описываемый промежуток времени свя-тые апостолы уходили на время в другие страны, как Петр н Иоанн вместе в Самарию, или один Петр в Лидду, где исцелил страдавшего восемь лет расслабленного Энея и Иоппию, где воскресил умершую Тавифу, Кесарию, где крестил Корнилия сотника, и Антиохию, где основал первый престол своего епископства; или, как Иаков, брат Иоанна, ходил в Испанию, но затем они опять возвращались в Иерусалим. В начале своей проповеди святые апостолы желали служить, главным образом, спасению израильского народа, утверждая в то же время первую церковь в Иерусалиме, которая всех церквей мать, как воспевает святой Иоанн Дамаскин: "Радуйся, Сионе святой, мати церквей, Божие жилище: ты бо приял еси первый оставление грехов"; вместе с тем они желали как можно чаще видеть Матерь Божию и поучаться у Нее. Почитая Ее, как бы наместницу Христову, святые апостолы взирали на пречестное и славное лицо Богоматери, как лицо Самого Христа, и, слушая исполненные благости слова Приснодевы, они проникались несказанной духовной радостью, за сладостью Ее слов забывая горечь бед и несчастий. Поэтому многие из уверовавших во Христа из далеких стран приходили в Иерусалим, чтобы видеть Матерь Божию и слышать Ее, исполненную святой мудрости беседу; что слава о Христе и Его Пречистой Матери, распространившись во всем концам вселенной, многих привлекала в Иерусалим к Пресвятой Деве, это ясно видно из послания святого Игнатия Богоносца святому Иоанну Богослову из Антиохии: 
"У нас, - пишет он, - находятся многие жены, желающие видеть Матерь Иисуса; они постоянно стремятся найти возможность прийти к вам и посетить Ее, припасть к груди, питавшей Господа Иисуса, и узнать от Нее некоторые тайны. У нас Она прославляется как Матерь Божия и Дева, исполненная благодати и добродетели; о Ней сообщают, что Она радостна в бедах и гонениях, не скорбит в нищете и недостатках, не только не гневается на причиняющих Ей обиды, но еще благодетельствует им; при радостных событиях Она кротка, милосердна к бедным, оказывая им помощь, насколько может; враждующим же на нашу веру Она противостоит с твердостью: Она учительница нашего нового благочестия и всем верным Наставница на всякие доброе дело; особенно любит смиренных, и Сама ко всем смиренна; все видевшие Ее превозносят. И сколь Она смиренна, когда законники иудейские и фарисеи смеются над Ней! Нам говорили люди, достойные полного доверия, что в Марии, матери Иисусовой, естество человеческое кажется, по причине Ее святости, соединенным с естеством ангельским. Все это возбуждает в нас, слушающих, безмерное желание видеть небесное, - скажу так, - дивное и пресвятое чудо?. 
В другом послании тот же святой Игнатий Богоносец пишет снова святому Иоанну Богослову: 
?Если откроется возможность, я думаю прийти к тебе, чтобы видеть собранных в Иерусалиме верных, и особенно Матерь Иисуса: о Ней говорят, что Она честна, приветлива и во всех возбуждает удивление, и все желают Ее видеть; да и кто не желает видеть Деву и беседовать с родившей Истинного Бога?? 
Из этих посланий святого Игнатия к Иоанну Богослову можно легко понять, с каким сильным желанием стремились святые увидеть одушевленную святыню Божию, Марию Пречистую Деву, и сподобившиеся видеть почитали себя счастливейшими. Воистину блаженны очи видевших Ее по Христе Спасителе, и блаженны уши сподобившихся услышать из пречистых уст Ее слова, возрождающие к жизни духовной! Какую радость и благодать они получили! 
Для того Господь и оставил на земле Свою Пречистую Матерь, чтобы Ее присутствием, руководством, поучениями и теплыми молитвами к Сыну и Богу воюющая Церковь умножалась и утверждалась, и возрастала до дерзновения полагать жизнь свою за Господа. Матерь Божия всех укрепляла, всех утешала радостью о Святом Духе и за всех молилась. Когда святые апостолы заключены были а темницу, Матерь Божия с умиленным сердцем молилась за них, и к ним был послан Господом ангел, который ночью отворил двери темницы и вывел их вон. Когда святой первомученик Стефан был веден на смерть. Матерь Божия издали шла за ним, и когда святого Стефана стали побивать камнями в долине Иоасафатовой, при потоке Кедрон, Она вместе с Иоанном Богословом стояла вдали на одном холме, оттуда смотрела на его кончину н усердно молилась Богу, чтобы Господь укрепил страдальца и принял душу в Свои руки. Когда Саул озлобляше церковь, гоня верующих. Матерь Божия молилась о нем Господу с такими теплыми слезами, что превратила его из хищного волка в кроткого агнца, из врага в апостола, из гонителя в ученика и учителя вселенной. И каких благодеяний не получала первенствующая Церковь от Пречистой Богородицы, как грудное дитя от своей матери? Какой благодати не почерпали из этого неоскудеваемого источника? Не без Ее забот и благодатного воздействия Церковь была воспитана  и доведена до мужественного возраста, окрепла настолько, что и врата адовы ее не могут одолеть; чему и Сама Богоматерь радовалась, по слову Давида, как матерь, веселящаяся о детях. Она видела, что церковные чада постоянно умножаются: так уже вначале через проповедь святого апостола Петра обратилось 3000, потом 5000, а потом все более и более. Святые апостолы, возвращаясь с проповеди Евангелия в Иерусалим, также рассказывали Пресвятой Богородице о распространении Церкви Христовой по всей вселенной. Успех проповеди христианской исполнял Ее духовной радости и побуждал воссылать хвалу Сыну Своему и Богу. 
Но вот Церковь постигло гонение Ирода; он убил мечом возвратившегося из Испании Иакова, брата Иоаннова. а затем задержал Петра и посадил его в темницу с намерением предать подобной же смерти, тогда, по чудесном освобождении святого Петра из уз темницы чрез ангела, настала нужда н самим апостолам покинуть Иерусалим, чтобы избежать лютого гонения иудеев; они разошлись по вселенной, бросив жребий, кому и какая из них выпадает для проповеди страна. Но прежде чем разойтись, святые апостолы составили символ веры, чтобы повсюду согласие проповедовать н насаждать святую веру во Христа, Каждый удалился в свой жребий; в Иерусалиме остался один только брат Божий, святой Иаков, самим Господом поставленный епископом Иерусалимским. Избегая гонения, удалился и святой Иоанн Богослов вместе с Матерью Бсжией, Которой он был усыновлен: они покинули Иерусалим, уступая лютому гонению и мучительству, пока не ослабеет гнев иудеев; но, чтобы не терять времени напрасно, Матерь Божия и святой евангелист Иоанн пошли в Ефес, куда богослову выпал жребий. Это пребывание Пречистой Богоматери со святым Иоанном в Ефесе ясно подтверждается следующим: существует послание к константинопольскому клиру от отцов третьего Вселенского собора, заседавшего в Ефесе против Нестория; в этом послании находится такое место: "Родоначальник злочестивой ереси Несторий, званный (на суд) святыми отцами и епископами собора в Ефесе, где некогда пребывали святой Иоанн Богослов н Святая Дева, Богородица Мария, не дерзнул прийти к ним, будучи обличаем своей злой совестью и сам себя отлучая; поэтому после трикратного призыва он осужден праведным судом святого собора и низложен от священного сана". Из этих слов о Пребывании Богоматери с евангелистом Иоанном в Ефесе видно, что Пресвятая Дева вместе с возлюбленным учеником Христовым действительно, покинув Иерусалим, некоторое время провела в Ефесе. И не только Ефес, но и другие города страны, просвещенные светом Христова учения, посещала Матерь Божня: предание говорит, что Она была в Антиохии у святого Игнатия Богоносца, которому послала 
пред Своим посещением извещение о Своем путешествии: "Приду с Иоанном, чтобы видеть тебя и твою паству". Говорят также, что Пресвятая Богородица была на острове Кипре у четверодневного Лазаря, проходившего там епископское служение, и на горе Афонской. Об этом пишет Стефан, инок святогорский. 
По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа святые апостолы вместе с Матерью Божией пребывали на Сионе; здесь они ожидали Утешителя, как повелел им Господь, заповедавший не отлучаться от Иерусалима до получения обетованного Святого Духа, Ученики Христовы бросили жребий, кому именно из них и какая именно страна дана будет для проповеди Евангелия Божия; Пресвятая Богородица сказала: 
- И Я хочу принять участие в проповеди евангельской и желаю вместе с вами бросить Свой жребий, чтобы получить страну, какую укажет Бог. 
По слову Божией Матери святые апостолы с благоговением и страхом метнули жребий, и Ей выпала жребием иверская земля. Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, -хотела идти в иверскую страну, но ангел Божий сказал Ей: 
- Теперь не отлучайся от Иерусалима, но до времени пребывай здесь, страна, выпавшая Тебе, просветится в последние дни, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог. 
И пребывала Пречистая Богородица в Иерусалиме довольно продолжительное время. 
Четверодневный Лазарь жил на острове Кипре; здесь он был рукоположен во епископа святым апостолом Варна-вой. Ом сильно желал видеть Пречистую Матерь Господа нашего, Которую давно уже не видел, но не смел прийти в Иерусалим из боязни иудеев. Узнав это. Матерь Божия написала Лазарю послание: здесь Она утешала его и приказывала прислать за Нею корабль, чтобы Ей посетить его в Кипре; самому же Пресвятая Дева не велела ради Нее приходить в Иерусалим. Прочтя послание. Лазарь чрезвычайно обрадовался, удивляясь в то же время смирению Божией Матери; нимало не медля, он отправил за Нею корабль вместе с ответным посланием. Преблагословенная Богородица вошла в корабль вместе с возлюбленным учеником Христовым Иоанном и с прочими, с благоговением сопровождавшими их, и все поплыли к Кипру. Но внезапно поднявшийся противный ветер загнал корабль в гавань, находившуюся близ Афонской горы; это и был тот кратковременный труд благовестия, о котором говорил Матери Божией ангел. Вся Афонская гора была переполнена идолами: здесь было большое капище и святилище Аполлона, причем на этом месте совершались гадания, волхвования и другие бесовские действа. Все язычники очень почитали это место, как избранное богами; сюда стекались на поклонение со всей вселенной и здесь получали ответ от гадалок на свои вопросы. И вот когда в пристань вошел корабль, на котором находилась Пресвятая Богородица, все идолы тотчас возопили: 
- Все, прельщенные Аполлоном, сойдите с горы к Климентовой пристани для встречи Марии, Матери великого Бога Иисуса (так бесы, находившиеся в идолах, против своей воли, понуждаемые силой Божией, возвестили истину, подобно возопившим некогда ко Господу в стране Гергесинской: что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий: пришел еси сем прежде времене мучити нас. 
Слыша все это, народ дивился и поспешил на морской берег к помянутой пристани; увидев корабль и Матерь Божию, они с честью встретили Ее и спрашивали в своем собрании: 
- Какого (Ты) родила Бога и как Ему имя? Пресвятая Богородица, открыв Свои божественные уста, возвестила народу все подробно о Христе Иисусе. Все, павши на землю, поклонились родившемуся от Нее Богу и оказали великое почтение Родившей Его; уверовав, они крестились, ибо много чудес совершила здесь Матерь Божия, По крещении Она поставила новопросвещенным начальником и учителем одного из сопровождавших Ее на корабле и, возрадовавшись духом, сказала: 
- Это место да будет Моим уделом, данным Мне от Сына и Бога Моего. 
После этих слов Пресвятая Богородица благословила людей, сказав опять: 
- Благодать Божия да пребудет на этом месте и на живущих здесь, с верой и благоговением сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего, все необходимое для жизни они будут иметь в изобилии без тяжелого труда; им будет дарована жизнь небесная, и до скончания века не отступит от места сего милость Сына Моего; Я буду Заступницей месту сему и теплой Ходатайницей за него пред Богом. 
Сказав это. Матерь Божия опять благословила народ и, войдя вместе с Иоанном и сопровождавшими Ее в корабль, отплыла в Кипр. Она застала Лазаря в сильной скорби, так как путешествие Пресвятой Богородицы было слишком продолжительно, и он боялся, не произошло ли замедление от бури: ему не были известны события, по смотрению Божию совершившиеся на Афонской горе. Своим прибытием Матерь Божия преложила его скорбь в радость; в дар ему Она привезла омофор и поручи, которые Сама сделала для него. 
Она рассказала ему все, что произошло в Иерусалиме и на Афонской горе, И воссылали благодарность Богу за все, Пробыв в Кипре немного времени, утешив тем христиан 
Кипрский церкви и благословив их. Матерь Божия села на корабль и отплыла в Иерусалим. (До зде Стефан, инок святогорский). 
Посетив помянутые страны. Пречистая Дева Мария снова поселилась в Иерусалиме в доме святого евангелиста Иоанна; всесильная десница Божия сохранила Ее от завистливых козней богоубийственной синагоги, не перестававшей враждовать против Сына Божия и верующих в Него. Конечно, озлобленные иудеи не оставили бы в живых Матери Иисусовой н каким бы то ни было образом погубили Ее: но особенное смотрение Божие осеняло одушевленный Кивот Божий, чтобы его не коснулась рука неверных. Некогда сын Ее, Христос Бог наш, после проповеди в назаретской синагоге, когда исполненные ярости иудеи повели Его на верх горы, чтобы оттуда сбросить вниз, невидимо прошел среди них; иудеи хотя н видели Его, но не могли возложить своих рук и даже коснуться Его, потому что сила Божия отбросила их назад и удерживала в таком положении, так как не пришло еще время страданий Сына Божия; то же самое явил Господь и над Пречистой Своей Матерый, удерживая замышляемые иудеями козни и разоряя их совет против Нее: очень часто пытались иудеи схватить Божию Матерь и, предав мучениям, убить, но не могли ничего сделать. Среди столь сильной ненависти и вражды Пречистая Дева жила в Иерусалиме как овца среди волков и как крин среди тернов, часто повторяя, действительно сбывшиеся над Нею слова праотца Своего Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся; Господь защититель живота моего, от кого устрашуся. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще настанет на мя брань - на Него аз уповаю, аще пойд посреде сени смертныя не убоюся зла, ибо Ты, Сыне н Боже Мой, со Мною. Пресвятую Богородицу посетил, чтобы поклониться Ей, святой Дионисий Ареопагит, обращенный ко Христу святым апостолом Павлом в Афинах и неотступно сопутствовавший ему в течение трех лет. Он сильно желал видеть Божию Матерь, и поэтому спустя три года после своего обращения, с благословения учителя своего, святого апостола Павла, пришел в Иерусалим: увидев Пресвятую Богородицу, он исполнился великой духовной радости- В послании своем к святому апостолу Павлу святой Дионисий Ареопагит так описывает свое посещение Божией Матери. 
"Для меня, наш великий руководитель, было несомненно, - говорю как пред Богом, - что кроме всевышнего Бога, не может существовать ничего, столь исполненного божественной силы и дивной благодати, и однако человеческому уму невозможно постичь, что я видел своими очами, не душевными только, но и телесными: я своими глазами видел благообразную и превосходящую святостью всех небесных ангелов всесвятейшую Матерь Господа нашего Иисуса Христа; это даровали мне благодать Божия и почесть лика апостольского, а также неисповедимая благость и милосердие Самой милостивой Девы. Я снова исповедую пред все, -могуществом Божиим, пред благодатию Спасателя и пред великой славой Девы, Матери Его, что когда я с Иоанном, первым среди евангелистов н пророков, который, живя во плоти, сияет как солнце на небе, введен был к благообразной и Пречистой Деве, то меня снаружи облистало великое божественное сияние, просветившее мою душу; при этом н ощутил стиль дивное благоухание, что дух мой и тело едва были в состоянии вынести это проявление и предначатие вечного блаженства: от славы и Ее божественной благодати изнемогло сердце мое и дух мой. Свидетельствуюсь Богом, пожившим в пречестнейшей девической утробе, что я признал бы Ее за Истинного Бога и почтил бы Ее поклонением, подобающим только одному Богу, если бы новопросвещенная душа моя не сохраняла в себе твои божественные наставления и законы: никакая честь и слава людей, прославленных Богом, не может сравниться с тем блаженством, какое испытал я, недостойный, в то время удостоившийся; это время было для меня временем величайшего блаженства. Благодарю перевышнего и преблагого Бога моего, божественную Деву, великого среди апостолов Нознна, также и тебя, украшение Церкви и начальника непобедимого, милостиво явивших мне столь великое благодеяние?. 
Из этого послания святого Дионисия Ареопагита ясно видим, какой божественной благодатью было осияваемо лицо Пречистой Владычицы нашей во время жизни Ее на земле н — как просвещались души и какой духовной радости наполнялись сердца видевших Ее во плоти. К Ней во множестве н отовсюду стекались новопросвешенные обоего пола; как истинная Матерь, Она всех принимала одинаково без лицеприятии, всем разливая щедроты своей благодати: 
болящим подавая исцеление, слабым здоровье, печальным утешение, и всем без исключения: утверждение в вере, непоколебимость в надежде и божественную радость в любви, грешникам же исправление. 
Во время жизни в доме святого Иоанна Пресвятая Дева часто посещала те места, которые возлюбленный Сын Ее и Бог освятил стопами Своих ног и пролитием Своей крови. Так, Она посещала Вифлеем, где несказанно соблюдши Ее Девство, от Нее родился Христос Бог, но особенно часто Матерь Божия приходила на места, где пострадал волею наш Господь. Матерняя любовь побуждала Ее проливать здесь "сильные слезы, причем Она говорила: 
- Здесь возлюбленный Сын Мой был бичуем, здесь Увенчан терновым венцом, здесь шел, неся крест, здесь был распят. 
При гробе же Богородица исполнялась неизреченного веселия и восклицала с радостными слезами: 
- А здесь Он был погребен и в третий день воскрес со славой. 
В дополнение к этому сообщают следующее. Некоторые ненавистники из иудеев донесли архиереям и книжникам, что Мария, Матерь Иисуса, каждый день ходит к Голгофе и при гробе, где был положен Сын Ее Иисус, преклоняет колена, плачет и воскуряет фимиам; тогда они поставили стражу, которая бы не допускала проходить этим местом никому из христиан. Отсюда видим, что уже в то время начался благочестный обычай посещать верными христианами святые места и здесь поклоняться Христу Богу, за нас пострадавшему волею: первый пример в этом отношении дала Сама Богородительница, Которой последовали и прочие святые жены н мужи. Итак, от архиереев и книжников, исполненных злобы н убийства, была поставлена стража, которой было приказано никого не допускать ко гробу Иисуса, а Матерь Его убить. Но Бог ослепил стражей, так что они не могли видеть пришествия на гроб Христа Иисуса Его Матери. И когда Преблагословенная Дева, верная обычаю Своему, приходила ко гробу, стражи не могли увидеть как Ее, так и находившихся с Нею. Спустя долгое время они покинули гроб и с клятвой уверяли архиереев и книжников, что они не видели никого, кто бы приходил ко гробу Иисуса. Пресвятая Богородица часто ходила также на гору Елеонскую, откуда вознесся на небо наш Господь: 
преклоняя колена. Она лобызала отпечатлевшиеся на камне стопы от ног Христовых. С сильными слезами молилась Матерь Божия при этом, чтобы Господь и Ее взял к Себе: конечно, Она несравненно более, чем святой апостол Павел, имела желание разрешиться и быть со Христом и часто повторяла слова Давида: Когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь(Пс. 41, 3-4): когда увижу возлюбленного Сына Моего, когда приду к Нему, сидящему одесную Бога Отца, когда предстану пред престолом Его славы, когда насыщусь Его лицезрения? О пресладкий Сын н Бог Мой! Время ущедрити Сион, время помиловать Меня, Твою Матерь, до сих пор скорбящую, не видя Твоего лица, в печальной юдоли этого мира; изведи из тела, как из темницы, Мою душу; как олень стремится к водному источнику, так душа Моя стремится к Тебе, Боже, чтобы насладиться, когда Мне явится Твоя слава. Пречистая Дева иногда оставалась на Елеонской горе довольно долгое время: при подошве горы находился Гефсиманский сад и небольшое владение Зеведея, доставшееся по наследству святому Иоанну Богослову. В Гефсиманском саду Господь наш пред вольной Своей страстью до кровавого пота молился, падая на колена и лицо Свое пред Отцом Небесным'". Здесь на этом самом месте возносила Свои теплые молитвы и Его Пресвятая Матерь, также падая на колена и лицо и обливая землю слезами; здесь Она н была утешена Господом чрез Своего ангела, известившего Ее о скором Ее преставлении на небо. По свидетельству Георгия Кедрина, историка греческого. Пресвятой Богородице пред кончиной Ее ангел являлся два раза: первый раз за пятнадцать дней до успения, а второй за три дня; от ангела Матерь Божия получила райскую финиковую ветвь, которую пред одром Ее нес святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Некоторые, как, например, епископ Сардийский Мелитои, сообщают, что возлюбленный ученик Христов до успения Богородицы удалился в Ефес и оттуда, подобно прочим апостолам, но только раньше их, был восхищен облакам и принесен к погребению Божией Матери. Однако другие, например, Метафраст и Софроний, без всякого колебания утверждают, что святой Иоанн Богослов никогда не отлучался от богоблагодатной Матери, Которой был усыновлен, но как истинный сын служил Ей, давая приют в своем доме до самой Ее кончины. Только изредка, на очень короткое время, он посещал окрестные местности (как видели выше из Деяний апостольских: так святой Иоанн Богослов вместе с апостолом Петром был в Самарии), но он делал это с согласия и по благословению Самой Божией Матери н немедленно снова возвращался к Ней в Иерусалим; а до его возвращения Пречистой Богородице служил святой Иаков, брат Божий, никогда не покидавший свою епископию Иерусалим. Если же и согласиться с говорящими, что Иоанн Богослов, как и прочие святые апостолы, был восхищен облаком, то, без сомнения, из ближайшей к Иерусалиму местности. 
Торжественное празднование Успения Пресвятой Богородицы 15 августа установлено в царствование благочестивого царя Греческого Маврикия(6). Радостно празднуя всеславное преставление Божией Матери с земли на небо, воздадим славу родившемуся от Нее и на небеса со славою приемшему Ее, -Христу Богу нашему, со Отцом и Святым Духом славимому вовеки. Аминь. 

Примечания 

1. Апологет 11-го века, Мелитон, епископ Сардийскнй. относит успение Пресвятой Богородицы к 69 году Ее жизни. 55-му от Рождества Христова и 22-му от вознесения Господня; Ипполит, епископ Римский (III век), годом успения Божией Матери называет 43 от Рождества Христова и 57 от Ее рождения; "отец церковной истории" Евсевий Пимфил, епископ Кесарии Палестинской (+ 340 г.) пишет, что голос успения Приснодевы был 63 Ее жизни, 48 от Рождества Христова и 15 от вознесения Спасителя; Епифаний, епископ Кипр-ский (1403 г.), всех лет святого жития Богородицы насчитывает 72, причем, по его мнению, этот год был 57 от Рождества Христова. То же самое говорит и Георгий Кедрин, византийский писатель конца XI или начала XII века. Церковный историк (XIV века) Никифор Киллист приводит слова святого Евода, одного из семидесяти апостолов, который годом успения Богородицы считает 59-й Ее жизни и 44-й от Рождества Христова. Св. Андрей Критский (Т 712 г.) и св. Симеон Метифраст (X век) не определяют точно числа жизни Матери Божией и говорят лишь, что Она преставилась "в довольной старости". Св. Димитрий Ростовский, объясняя эту разницу показаний и делая общий приблизительный вывод о времени успения Пресвятой Богородицы, говорит следующее: "Сицевому многих писателей о летах жития Пречистыя Богородицы несогласию да не удивляемся: в та бо времена непрестанному лютейшему гонению на Церковь налсжавшу, не бе времене к писанию книг и исследованию лет и деяний церковных подробну: не тако бо писаниями тогда, якоже устною проповедию и страдальческими подвигами вера Христова разширяшеся. Аще же и бываху когда писатели книг, то не в долзе и сами мученически скончевахуся, и книги их сожжению предавахуся от нечестивых гонителей. Да держится убо, его же кто изволяет, писателя и числителя лет Пресвятые Богородицы. Мощно же рассудити, яко достовернейшее есть повествование писателей тех, иже позднейшая лета Пресвятыя Богородицы житию написаша и в старости довольной в нестареемую жизнь прейти Ю рекоша. Рассуждается же тое отвсюду: во успении Пресвятыя Богородицы, при погребении пречистого тела Ее, со святыми апостолы бяше св. Дионисий Ареопагит, а Дионисий от св. ап. Павла во Афинех ко Христу обращен, в лето (по известному достоверных истографов и летописцев исследованию) от воплощения Слова пятьдесят второе. Аще же преставися Пречистая Дева по Ипполиту в лето от воплощения Христова 43, или по Еводу в лето 44, или по Евсевию и месяцесловам в лето 48, то како можаше были святый Дионясий на успении Ее, послажде в лето 52 ко Христу обращенный? Убо преставися Пречистая Дева позде, по обращении уже Дионисиевом, и бяше той святый на успении Ее с прочими святыми апостолами и апостольскими мужи". 
2. Сион в переводе с еврейского по одним значит открытое, палимое солнцем место, а по другим: высокое знаменитое место или крепость. Сион — юго-западная гора в Иерусалиме, на которой возвышается иерусалимская крепость. Она со всех сторон окружена долинами: на запале долиной Гион, на юге — Гнннон, на севере и востоке -Тиропеон. До времен Давида Сион находился во власти иевусеев, и они имели здесь свою крепость. Давил взял ее, распространил, обстроил н украсил, и с этого времени Сион сделался городом Давидовым и столицей Иудеи (2 кн. Царств, 5, 7-9; 6, 12, 16; 3 кн. Царств, 8, 1; 1 Парад., 14, 4-8). Давид воздвиг здесь новое укрепление (2 кн. Царств, 5, 9; 1 Парал., 11,8), которое довершали и поддерживали следующие цари (3 кн. Царств, 9, 19, 24; 11, 27). В скалах Сиона были гробницы Давила и других царей. В Священном Писании Сион называется просто Сионом, городом Давидовым, горой святой, жилищем и домом Божиим, царственным городом Божиим. принимается за самый Иерусалим, за колено Иудино и царство Иудейское, за всю Иудею и за весь народ иудейский. У пророков Сион часто означает Царство Божие во всей его полноте, на земле и на небе, до окончательного завершения его в вечности. Наконец, в преобразовательном смысле Сион представляется как место жительства Божия на небесах, как место высочайшего откровения славы Его (Поел. к евр., 12, 22); там Бог поставил сына своего царем (Исал. 2, 6); оттуда приходит спасение Израилю (Псал. 8; 7; 52, 7), оттуда является Бог во славе своей (Псал. 49, 2004); туда придут искупленные Господом и радость Божия на главе их (Кн. Исхода, 35, 10). 
3. Елеонская или масличная гора получила свое название от растущих на ней в большом количестве маслин; она лежит к востоку от Иерусалима и часто упоминается в Священном Писании, особенно Нового Завета. Отделяясь от Иерусалима потоком Кедрон, она высится над городом, поднимаясь в конечном пункте, на так называемой ?горе Вознесения?, до 2665 футов над уровнем моря. Она представляет собой хребет, имеющий четыре главных возвышения и переходящий далее к востоку в долины и равнины. С горою Елеонской связаны многие библейские события. Через эту гору Давид бежал от возмутившегося сына Авессалома (2 кн. Царств, 15, 20), пророк Иезикииль видел здесь славу Господню (11, 23). Но особенно эта гора тесно связана с событиями из земной жизни Христа Спасителя, Который любил удаляться сюда для ночной молитвы. В Вифании, лежавшей на этой горе, находился дом Лазаря, который часто посещал Госполь; с Елеояской горы Спаситель оплакивал Иерусалим; с нее же Он совершил торжественный вход в него (Еванг. от Лук., 19, 37); на ней Он провел ночь пред предательством Его Иудой Искариотским и с нее же вознесся на небо (Деян. ап., 1, 2). В настоящее время гора Елеонская изобилует памятниками о событиях из жизни Христа Спасителя и лучшим из них является храм Вознесения Гос -подня, высящийся на самой вершине горы, откуда открывается чудный вид на всю окрестность святого города. 
4.Св. апостол и евангелист Иоанн, сын Зеведея, зажиточного рыбака из Вифсаиды, сначала ученик св. Иоанна Крестителя, впоследствии был призван Господом на проповедь евангельскую от сетей рыболова и сделался учеником, которого любил Иисус Христос (Еванг. от Иоан., 19, 26). Он был одним из трех ближайших к Иисусу Христу учеников, которые одни могли присутствовать при величайших событиях Его жизни: при воскрешении дочери Иаира (Еванг. от Лук., 8, 41-46), Преображении (Еванг. от Марк., 9, 2) и душевном томлении в Гефсиманин (Еванг. от Матф., 26, 37). Он стоял пред крестом Спасителя с Материею Господа и сподобился от Него наименования Ее сыном (Еванг. от Иоан., 19, 26-27). Поэтому св. an. Иоанн не оставлял Иерусалима, где пребывала Пресвятая Дева Мария, до успения Богоматери; в это время он вместе с ап. Петром проповедовал о Христе, терпя гонение от синедриона, доходившее до бичевания (Деян. ап., 5, 40). По выходе из Иерусалима возлюбленный ученик Христов проповедовал Евангелие в Малой Азии, особенно в Ефесе. В гонение Домициана (император в 81-96 гг.) он был сослан на остров Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Апокал., 1, 9) и здесь удостоился неизреченных откровений, описанных в Апокалипсисе. При императоре Нерве (96-98 гг.) св. ап. Иоанн был возвращен из заточения и поселился в Ефесе, следя за жизнью окружающих церквей и предпринимая путешествия для личного их обзора. Последние годы своей жизни ап. Иоанн проводил суровую жизнь: питался лишь хлебом и водой, не стриг своих волос и одевался в простые полотняные одежды. От старости он не имел уже сил проповедовать Слово Божие даже и в окрестностях Ефеса. Теперь он только поучал епископов церкви и воодушевлял их неустанно учить народ слову евангельскому, а особенно помнить и проповедовать первую и главную евангельскую заповедь, заповедь любви. Когда, рассказывает блаженный Иероним, св. ап. дошел до такой немощи, что ученики его с трудом лишь приносили его в церковь, и он не мог уже произносить продолжительных поучений, то он ограничивал свои беседы непрестанным повторением такого наставления: ?Детки, любите друг друга!? А когда однажды ученики спросили его, зачем он непрестанно повторяет им это? Иоанн ответил: ?Спя есть заповедь Господня, и если ее соблюдете, то и довольно?. На закате дней -своих св. апостол пользовался особенной любовью всего христианского мира. 
Он был в это время единственным апостолом-самовидцем Господа, так как все другие апостолы уже скончались. Весь мир христианский знал о том, что св. Иоанн был любимейшим учеником Господа; посему многие искали случая видеть апостола и считали за честь и счастье коснуться его риз. В начале 11 века при Траяне (император в 98-117 гг.) св. апостол Иоанн скончался в Ефесе через 72 года по вознесении Господнем. Св. апостол Иоанн написал св. Евангелие, три послания и Апокалипсис или Книгу откровений. Евангелие написано Иоанном уже в глубокой старости, в самом конце I века по Р. X. Епископы Ефеса и всей вообще Малой Азии, опасаясь умножившихся в то время лжеучений о Лице Господа Иисуса и предвидя скорую кончину св. апостола, просили его дать им свое Евангелие (новое, сравнительно с тремя уже имевшимися). Действительно, в своем Евангелии, написанном по внушению Святого Духа, св. Иоанн говорит о том, главным образом, о чем нет речи у евангелистов Матфея, Марка и луки. В своем Евангелии св. Иоанн излагает главным образом не события земной жизни Господа, а возвышенные речи о Боге, Боге Слове, т. е. Сыне Божием, и беседы Спасителя о духовном возрождении в Духе Святом (гл. 3), о живительной влаге (вода живая), удовлетворяющей духовную жажду людей (гл. 4), о жизненном хлебе (хлеб животный), питающем душу человека (гл. 6), о таинственной дороге, ведущей к истине, о двери на пажить спасения, о свете и теплоте. Под всеми этими именами св. Иоанн разумеет Самого Господа Иисуса Христа, Который есть вода живая, хлеб духовный, свет, дверь нашего спасения, истина, правда, Бог, - Он наш Спаситель, от века сущий с Богом, в Боге и Сам будучи Бог. А Бог-это есть высочайшая Любовь, так возлюбившая мир, что Она и Сына Своего не пощадила, но послала в мир на страдания за искупление людей и спасения их от грехов, проклятия и смерти. Такие же истины раскрывает св. Иоанн и в своих посланиях, написанных в городе Ефесе. В них он опровергает лжеучения еретиков, не признающиx пришествия Христа во плоти; указывая на действительность ;воплощения и истинность учения Спасителя мира, призывает христиан быть христианами не по имени только, но и по жизни, которая должна быть осуществлением главной заповеди о любви к Богу и к ним. Апокалипсис изображает будущую судьбу Церкви Христовой. По высоте учения св. апостола и евангелиста Иоанна о Боге , изложенном в его писаниях, ему усвоено наименование Богослов. Иоанн Богослов изображается на иконах с орлом, потому подобно тому как орел высоко парит в небесах, так Иоанн в своих писанияx поднимается до самых высоких религиозных истин. 
5. Гефсимания с еврейского "масличное точило" — место подножия Елеонской горы, знаменитое тем, что тут совершилось искупительное томление Спасителя и была принесена Им Его первосвященническая молитва (Еванг. от Марк., 14, 26, 32; Еванг. от Лук., 22, 39; Еванг. от Иоан., 18, 1); по преданию, восходящему к IV веку, Гефсимания лежала в 50 саженях к востоку от моста через Кедрон. Теперь Гефсимания квадратное пространство, сажень 70, обнесенное стеной; 
внутри находится садик с восемью древними маслинами. 
6. Существует достойное веры сказание о том, что Ювеналий, патриарх Иерусалимский, утверждал, на основании предания, пред императором Маркианом (450-457 гг.) достоверность распространившихся в то время сказаний о чудесном восшествии Богоматери с плотию на небо. Он даже послал в Царьград погребальные пелены Богородицы, которые царица Пульхерия положила в построенном ею храме Богоматери во Влахернах в начале царствования Маркиана. Это предание об Ювеналий записано 2 июля в месяцеслове императора Василия Х века, автор коего, если не сам император, то житель Царьграда, без сомнения, знал на основании достоверных источников о погребальных пеленах во Влахернском храме. Подробно же об этом говорит историк Никифор Каллист (XIV в.). Понятно отсюда, что в Царьграде при Маркиане и Пульхерии совершалось празднество Успения Божией матери, о котором наглядно говорили погребальные пелены Ее. По стишным прологам видно, что праздник Успения совершался во Влахернском храме. Трудно представить, чтобы в Царьграде, который Константином Великим поручен покрову Богоматери, в котором Ей построен был не один храм самим Константином и три храма Пульхериею, не было празднования Успения Пресвятой Девы в IV или, по крайней мере, в V веке, когда праздновались дни многих святых. Поэтому несправедливо мнение, утверждающееся на свидетельстве историка Никифора, что праздник Успения введен впервые императором Маврикием (592-602 гг.). Никифор говорит: "Император (Юстиниан) установил, чтобы во всем мире чтился как праздничный день Сретение, Юстин сделал то же в отношении к св. Рождеству Христову, а недолго спустя Маврикий повелел, чтобы Успение Пресвятой Богородицы праздновалось 15 августа". Слова Никифора надо понимать так, что Маврикий сделал сей праздник более торжественным и, главное, установил определенный день празднования — 15 августа. До этого времени некоторые праздновали Успение в январе: 
в древнем римском Иеронимовом мартирологе Успение Богородицы показано 18 января, а 15 августа взятие на небо. Григорий Турский (t'594 г.) говорит, что преславное восшествие Богоматери на небо во Франции праздновалось в 11 месяце, т. е. в январе (считая от марта). В коптских и абиссинских памятниках 16 января показано Успение и 16 августа Вознесение Богоматери на небо. Затем праздник Успения находится в сакраментарии папы Геласия I (492-496 гг)., целым веком ранее императора Маврикия. Он находится в IV и не позднее V века в одном римском календаре 15 августа, а известно, что другие великие праздники, за исключением Рождества Христова, явились на Западе с Востока, как видно из названий их в древних календарях; то же должно думать и о празднике Успения. На Востоке в начале VII века говорил на этот праздник слово Модест, патриарх Иерусалимский (t 634 г.); в этом же веке или в начале VIII св. Андрей Критский (t 712 г.) говорит в 3 словах на Успение о торжественном праздновании этого дня. 
Праздник Успения находится в самом древнем, дошедшем до нас праздничном Евангелии 715 г. и во всех других календарных памятниках VIII и последующих веков. ?Без сомнения, - рассуждает вслед за вышеприведенными соображениями известный агиолог, Сергий, еп. Владимирский,- вера христиан в восшествие Богоматери на небо в прославленной плоти — истинна. Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотию, ужели пречистая плоть честнейшей херувимов и славнейшей серафимов предана тлению? Сонмы мучеников и подвижников прославлены нетлением благоухающих мощей, изливающих токи исцелений; телеса многих из них, бывших безызвестными, после немаловременного пребывания в земле, открыты верным видениями и чудесами, а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, где-либо сокрывается в земле в безызвестности? Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери; это потому, что вера в восшествие (Ее) на небеса с пречистой плотию весьма древняя, современна апостолам и мученикам. Пояс Богоматери, св. одежды Ее открыты Для чествования миру христианскому; хранимые с благоговением, разделяемые по лицу земли на части, они творили и творят чудеса. Многочисленные иконы Ее всюду изливают столько исцелений и знамений; а святое тело Ее неизвестно где в земле. Нет, это невозможно! Св. мощи прославленных мучеников с течением времени иногда подвергаются, по грехам живущих на земле, общей участи земного: действию огня, наводнений, землетрясений, поруганию от варваров. Этого не допущено в отношении к пречистому телу Богоматери; оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но и не унижено пред телами святых безвестным сокрытием в земле; оно несравненно более возвышено над ними преславным вознесением на небеса?. (Полный месяцеслов Востока, т. II. Святой Восток, Д. Б. архиепископа Сергия. Владимир, 1901 г. Август. 15 число, с. 323-326). 


СКАЗАНИЕ
о Пюхтицких иконах Божией Матери 

“Как звезда пресветлая. Владычице, вся Она в сиянии Света — Боге, как угль раскаленный в великом огне. Вся пресветла и огненна. Как легко помыслить, что Он, Бог, есть Свет и Святость, так и Она есть вечный Свет и вечная Святость”. Праведный Иоанн Кронштадтский (“Моя жизнь во Христе”, том 1, с. 375).

Более четырехсот лет тому назад на Журавлиной горе (Местечко Куремяэ (с эстонского) — Журавлиная гора), что в Эстонии, явилась пастухам Светозарная Жена. Они устремились на гору — видение исчезло, но вскоре появилось вновь. Пастухи позвали селян, желая, чтобы и те увидели Дивную Госпожу, в сиянии света невечернего стоящую. Пресвятая Богородица и их почтила Своим явлением. Поднявшись на то место, где стояла Благодатная Жена, селяне обрели в расщелине древнего дуба икону Успения. Божия Матерь освятила Своим пришествием и источник у подножия Журавлиной горы, прославившийся многими чудотворениями и исцелениями.

Местные жители прозвали с тех пор гору Пюхтицкой (Пюхтица (с эстонского) — святое место), то есть Святой, а у древнего дуба (он стоит и поныне, по оценкам дендрологов ему не менее тысячи лет) православные поставили часовню, в которой хранилась чудотворная икона. Отовсюду шли сюда люди поклониться образу, дарованному Самой Царицей Небесной, омыться в животворящих водах источника. Ежегодно на праздник Успения Божией Матери в Пюхтицы собиралось такое множество паломников, что во время всенощной вся гора была усеяна огоньками свечей, которые держали в руках молящиеся. Всю ночь рядом с часовней и освященным дубом слышалось молитвенное пение, читались акафисты.

И совершилось чудо. Находившиеся в крайней бедности, гонимые и притесняемые православные, обрели здесь и пристанище, и духовное утешение, и надежду спасения: на Святой горе Божия Матерь благоволила основать Успенскую обитель. Собрав в Пюхтицах верных Христу и Православной Церкви дев, Пресвятая Богородица даровала зарождающемуся монастырю и великого пастыря — земного ангела и небесного человека, всероссийского молитвенника праведного Иоанна Кронштадтского. Ревностный воин Христов батюшка Иоанн стал поистине родным отцом для сестер обители, помогая, наставляя, духовно окормляя их.

Не щадя себя, бескорыстно отзываясь на бесчисленные просьбы обращавшихся к нему за молитвенной помощью (в Кронштадте было открыто даже специальное почтовое отделение для корреспонденции протоиерея Иоанна Сергиева), строя церкви и монастыри, ставя на ноги обнищавших и страждущих в открытом им кронштадтском Доме трудолюбия, не оставляя при этом ежедневного служения Божественной литургии, не имея по сути дела времени для сна, великий праведник всегда помнил и о далекой Пюхтицкой горе в Эстляндии. Там его ждали и верили: родной батюшка не забудет, вымолит, поможет. Отец Иоанн очень любил сестер пюхтицких; многих своих духовных чад посылал в обитель, говоря: “Идите в Пюхтицы, там три ступени до Царствия Небесного”.

С именем праведного Иоанна Кронштадтского связана история и другой чтимой иконы обители — образа Божией Матери “У источника”. В 1894 году сестры монастыря подарили горячо любимому пастырю в день Ангела икону, изображающую явление Пресвятой Богородицы у источника при Святой горе. Батюшка молился перед этой иконой и завещал ее благочестивой петербургской чете. Незадолго до своей смерти престарелые супруги передали этот образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Та не расставалась с иконой, бережно ее хранила, но Пресвятая Богородица, явившись монахине во сне, открыла Свою волю о возвращении Ее образа в Пюхтицкую обитель, сказав: “Я Сама к тебе приду”. Случилось это на Пасху 1946 года. Вскоре мать Вирсавия умерла, а образ Божией Матери “У источника” в день празднования иконе Боголюбской (18 июня/1 июля) вернулся в обитель. Слабая здоровьем, престарелая настоятельница Алексия II (схиигумения Сергия Голубева), неоднократно просившая освободить ее от игуменского послушания, встретила с сестрами монастыря у священного дуба батюшкину икону. Так Царица Небесная приняла невидимо игуменский жезл в Своей обители.

Еще в прошлом веке великому пастырю Российскому открылся в видении чудесный монастырский собор. Однажды, возвращаясь со святого источника с первой пюхтицкой игуменией Варварой, указав рукой на вершину горы, батюшка сказал: “Матушка игумения! Посмотрите, какой величественный собор у вас на горе стоит!” Игумения ответила: “Да хорошо бы собор, батюшка, да не на что, даже и речи быть не может”. Великая бедность была в обители. О соборе никто тогда и не помышлял. Но батюшка, как бы не слыша слов игумении, повторил во второй и третий раз: “Матушка Варвара! Какой у вас на горе великолепный собор стоит! Антихрист к нему не подойдет”.

И вот, по прошествии стольких лет, в Успенский собор, выросший на Святой горе уже после того, как почил о Господе великий праведник, пришла икона, пред которой он молился и с которой не расставался до своей кончины. Казалось бы невероятно, что в Петербурге в те годы, когда людей преследовали за одно только имя отца Иоанна Кронштадтского, уцелела его икона Божией Матери, немалая по размеру, с дарственной надписью: “Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенского женского монастыря на святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября”. Благодарение Богу, что Он милостию Своею сохранил святыню — намоленую икону возлюбленного пастыря нашего святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Ныне несравненный светозарный образ Пречистой Девы Богородицы, лучами своими озаряя Пюхтицкую обитель, радуя души православных, являет всем: игумения на сей Святой горе — Сама Царица Небесная некогда здесь явившаяся и не оставляющая Своим заступничеством малое стадо Христово, покрывая безграничным милосердием Своим всех, кто с верой прибегает к Ее всесильной помощи и предстательству пред Сыном Своим и Богом нашим Иисусом Христом. Ему же слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

маркированный список

В начало

маркированный список

Назад

маркированный список

Дальше

 


Главная

Иконы

Молитвы

Copyright © 2002. S.O.V. 
E-mail:
autograph-mus@narod.ru

Хостинг от uCoz