Пресвятая Богородица. Основные праздники: Благовещение - 7-е апреля,
Успение - 28-е августа, Рождество - 21-е сентября, Покров - 14-го октября,
Введение во храм - 4-е декабря.

маркированный список

В начало

маркированный список

Назад

маркированный список

Дальше

"ВЕЛИКАЯ ЛЕУШИНСКАЯ ТАЙНА". МОНАСТЫРЬ - ПОД ВОДОЙ...

Леушинский монастырь был в конце XIX—начале XX веков одним из самых больших женских монастырей России. В нем подвизалось до 700 насельниц. Благодаря неутомимым трудам «Игумений всея Руси» Таисии и молитвенному покровительству Всероссийского Пастыря отца Иоанна Кронштадтского Леушинский монастырь стал в один ряд с такими обителями, как Дивеево и Шамордино. Из него, как из мощного корня, произросли многие другие женские монастыри на севере Руси, основанные или возрожденные неутомимой труженицей и «сотрудницей о.Иоанна» игуменией Таисией: Сурский на родине Дорогого Батюшки, Иоанновский в Санкт-Петербурге, Воронцовский на Псковщине, Черноезерский и Парфеновский в Новгородской губернии, Ферапонтовский (со знаменитыми фресками Дионисия) в Вологодской - они позволяют говорить об особой школе женского монашества, основанной игуменией Таисией.
Все это требует особого внимания и пристального исследования истории и духовной традиции Леушинского монастыря.
Леушинская Тайна воплотилась также в образе Божией Матери, который в последнее время все более прославляется по всей Руси. Это икона Божией Матери - «Аз есмь с вами, и никто же на вы».
Образ Похвалы Божией Матери, получивший впоследствии столь утешительное название, был пожертвован в Леушино при самом его начале еще в 1862 году гатчинским купцом Медведевым, который, узнав, что на его родине воздвигается храм Божий, пожертвовал в него хранившуюся у него чтимую икону Похвалы Богоматери. Она стала первой иконой строившегося храма и главной святыней Леушинского монастыря. Именно на поклонение этой святыне приезжала в Леушино старица-монахиня Сергия и получила откровение об основани здесь монашеской обители.
Именно в честь этой иконы Игумения Таисия воздвигла величественный Свято-Похвальский собор, по которому и сам монастырь стали называть Похвальским.
В Леушинской иконописной мастерской под руководством монахини-иконописицы Алипии делались списки с этого образа. Один из списков был преподнесен Дорогому Батюшке во время посещения им Леушино. Именно на этом списке Матушка Таисия и благословила сделать глубоко знаменательную надпись: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», которая выражала надежду леушинских сестер на крепкие и непрестанные молитвы отца Иоанна Кронштадтского о Леушино. Этот образ пробыл у Всероссийского Пастыря несколько лет. Незадолго до кончины отец Иоанн благословил этим образом известного петербургского купца Василия Муравьева, предсказав ему при этом, что придет время, когда тот будет молиться пред этим образом о спасении России и повторит подвиг тысячедневной молитвы на камне. Иоанн Кронштадтский пророчески назвал Леушинский образ «Спасительница России». Все это сбылось в точности:купец Муравьев после революции принял монашество с именем Серафим в Александро-Невской лавре и в канун войны в Вырице повторил подвиг своего небесного покровителя - молился тысячу дней и ночей и вымолил как град Петров, так и всю Россию пред Леушинским образом «Аз есмь с вами и никтоже на вы». После кончины преподобного Серафима Вырицкого образ в 1960-е годы попал в Киев, где его хранил архимандрит Херувим. Пять лет назад в 1997 году образ был принесен в Козелецкий Свято-Георгиевский монастырь близ Чернигова. Здесь икона прославилась многими чудесами и исцелениями. В честь нее установлен день празднования - на Похвалу Божией Матери, утвержден тропарь и кондак, устроен и освящен придел храма. Эта икона стала первой прославленной иконой наступившего III Тысячелетия.
Божия Матерь, Заступница рода христианского, на пороге нового смутного и скорбного времени вновь обращает к нам кроткие и крепкие слова «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Этот ободряющий глас Божией Матери впервые «прозвучал» и раздался на всю Россию именно из Леушино. Это стало явлением Леушинской тайны всей Руси. Зная все это, грустно сознавать, что ныне Леушинского монастыря нет на земле, что он находится под водой. В советское время «врата ада» извергли всю свою злобу на сие избранное место и излили целое рукотворное море на Леушинский край. Рыбинское водохранилище, возникшее в 1941 - 1947 гг. в Молого-Шекснинской низменности, стало самым большим искусственным морем в мире. Силы ада попытались уничтожить Леушинскую тайну, но это удалось им сделать только внешним образом - рукотворным потопом. Святыня ушла под воды моря подобно древнему легендарному граду Китежу, и ныне почивает под водным спудом. Но это - временное попущение Божие с тем, чтобы Леушинская тайна открылась еще громче прежнего, прежде духовно - а вслед за тем явится и сама обитель. И в этом особая часть Леушинской тайны.
Затопление монастыря и его будущее явление из-под воды Господь открыл Игумении Таисии в пророческом видении о грядущих судьбах обители. В своих "Записках" Игумения Таисия рассказывает об одном видении, бывшем ей как раз накануне ее назначения в Леушинскую общину в 1881 году. Матушка Таисия поняла его как предсказание о своем настоятельстве в Леушино, но это видение, как сейчас очевидно, имело более широкий и глубокий смысл. Оно оказалось откровением Божиим о грядущих судьбах Леушинского монастыря, явленным в таинственных образах, по силе, характеру близких библейским.
«…Видится мне следующий сон. Иду я где-то и подхожу к ржаному полю; рожь так высока, густа и хороша, что на редкость, а мне предстоит все это поле пройти, именно рожью, так как дороги никакой нет, а идти я должна». Некий глас с неба открыл ей, что она должна «выжать все это поле». Цветущее поле изображало расцвет монастыря во время игуменства Таисии до его закрытия после революции. Леушинская обитель стала цветущим Садом Божией Матери на Севере Руси, принесшим богатый духовный урожай Богу.
После ржаного поля матушка Таисия увидела «огромное пространство воды, которому и конца не видно; но я почему-то знала, что это вода наливная, а не самобытная, что тут-луг, сенокос». Удивительно, что Таисия как нечто важное подчеркивает в своем рассказе, что это огромное море было «наливное, а не самобытное». Могла ли Игумения предполагать, что ее монастырь действительно некогда окружат бескрайние пространства Рыбинского водохранилища, которое зальет и погубит многие заливные луга и сенокосы?! Эта вода не остановила подвижницу. «…И я пошла; между тем оказалось довольно глубоко, чем дальше, тем глубже, и я стала бояться утонуть, так как плавать не умею, а вода покрывала меня по шею». Это видение исполнилось в 1940 году, когда началось медленное затопление бассейна реки Шексны, длившееся до 1946 года, и монастырь ушел под воду. (Уровень воды в районе монастыря колеблется в разное время года от 1 до 7 м.).
Далее произошло чудесное событие. Когда, казалось, уже не было никакой надежды на спасение, пришла небесная помощь: «вдруг сверху, как бы с неба упал прямо мне в руку (правую) настоятельский посох, и тот же голос, который говорил мне о ржи, снова сказал при падении посоха: «Опирайся на него,- не потонешь.» Упавший с неба посох, является не только символом игуменской власти, но также знамением твердой опоры. «Аще бо и пойду посереде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси; жезл Твой и палица (посох) Твоя, та мя утешиста» (Пс.22). С помощью посоха она проходит воду и достигает монастыря. «Действительно, с помощью этого посоха, я шла далее водой, и, наконец, вода стала мелеть, скоро показался луг зеленый, и невдалеке белокаменная ограда, в которой виднелись храмы и корпуса, то есть монастырь. Из храма выходил крестный ход, направлявшийся в те ворота, к которым подходила и я, опираясь на посох».
Закончился чудесный сон тем, что «в самых воротах» крестный ход встречает Игумению, певчие поют входное «Достойно есть», «и крестный ход вместе со мной направился обратно к храму».
Третью часть сна можно считать пророчеством о восстановлении славы монастыря, о прославлении Божией Матери на месте сем «Достойно есть». Если исполнились две предыдущие части видения, видимо, предстоит исполниться и этой последней части. Игумения должна войти монастырь. Каким образом, как и когда – также неведомо, как было неведомо исполнение предыдущего…
Сие море, ставшее «святым», хранит честные останки Верной Служки Божией Матери, Благодатной и Богомудрой Старицы Великой Игумении Таисии. Матушка исполнила свой обет, данный ею Богородице, и не оставила Леушино даже после его затопления.
Вся история Леушинского монастыря – история неугасимой свечи Пречистой Деве, неусыпающего Акафиста, неумолкающей Похвалы Божией Матери. Пожалуй, нигде на земле не славилось так Имя Пречистой, как в Ее Леушинском уделе. Более - только на Небесах.
В этом и состоит «Великая Леушинская тайна», ныне пребывающая под спудом рукотворного моря, но имеющая явиться в грядущие времена и теперь уже являющаяся духовно всей Руси. Леушино, будто подводная Святая Русь, светит из своей глубины всей России и всем притекающим к нему.
Священник Геннадий (Беловолов)
P.S. Ныне зримой сохранившейся частью Леушино на земле остается Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, милостию Божией восстанавливаемое и возрождаемое... Для всех желающих помочь в восстановлении Леушинского подворья и подвизаться в нем - адрес храма: Санкт-Петербург, ул. Некрасова, 31.
P.P.S. На карте России Леушино как географическое название сейчас не существует. Небольшая деревня, некогда затерянная в глуши дремучих лесов в пойме Шексны между Череповцем и Рыбинском, давшая имя знаменитому монастырю, - ныне покрыта «рукотворным морем» Рыбинского водохранилища. И тем не менее Леушино, будучи физически уничтожено, продолжает существовать...
Священник Геннадий Беловолов (Беловолов Геннадий Владимирович). Родился в 1958 году на Северном Кавказе. Окончил Московский институт культуры и Кубанский университет, аспирантуру ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). Основатель и директор музея-квартиры св. Иоанна Кронштадтского (Кронштадт), с 1999 года — настоятель возрождаемого Леушинского подворья в Санкт-Петербурге. Автор публикаций, посвященных Ф. М. Достоевскому, святителю Игнатию Брянчанинову, игумений Таисии, а также книг о православных святых.


ИГУМЕНИЯ ТАИСИЯ О ЛЕУШИНСКОМ ПОДВОРЬЕ В РЫБИНСКЕ

Город Рыбинск, как известно, составляет центр хлебной торговли внутри России; сюда приходят с низовых губерний тысячи баржей с хлебными и другими продуктами, каковые можно купить здесь своевременно и дешевле, чем где-либо.
Обитель Леушинская, принадлежа к Новгородской епархии, составляет собой границу ее с Ярославской, на расстоянии лишь от последней 3 версты, а от Рыбинска более 100 верст, а пароходом по реке Шексне – лишь 12 часов пути. По многолюдности населения и обширности хозяйства, эта близость ее к городу Рыбинску составляет большое для нее удобство и громадное значение в том отношении, что она имеет возможность и хлеб, и все харчевые запасы приобретать прямо с баржей, так сказать, из первых рук; но для того необходимо следить за подходом баржей и за биржевыми ценами, что возможно только при личном наблюдении.
Для этого настоятельница Игумения Таисия много хлопотала о приобретении хотя маленького уголка для собственной оседлости, что удалось ей, впрочем, весьма не скоро и с большим трудом. Тем не менее в 1890 году с разрешения Ярославского архиепископа Ионафана и местного Новгородского митрополита Исидора, а также и светских Рыбинских властей, господином помещиком Рыбинским Михалковым было уступлено место для постройки Леушинским монастырем подворья, т.е. домика для жительства сестер и часовни; часовня выстроена каменная, довольно просторная во имя преподобного Сергия Радонежского, имя которого носит жертвователь; домик же деревянный одноэтажный, состоящий из трех келий с кухней; при нем большой сарай. Это помещение хотя и составляет большое благодеяние для обители, предоставляя ей возможность удобнейшего и своевременного приобретения пищевых продуктов, равно и помещение для приезда по закупке и по другим делам, но было тут то затруднение, что едущие из обители сестры зимним путем лошадьми, не всегда могли поспевать засветло в город по независящим от них причинам, так что иногда приходилось приезжать в Рыбинск весьма поздно, за полночь, когда и переправа через Волгу на противоположную сторону города, где находилось подворье – не безопасна, и тем более было небезопасно в той довольно глухой в зимнее время местности от так называемых “золоторотцев”.
Из предосторожности от всякой случайности, Игумения Таисия очень заботилась о приобретении хотя маленького местечка в самом городе Рыбинске и искала даже купить, если бы пришлось недорого. Но Бог и тут не оставил своих рабынь!
Однажды, приехав в Рыбинск, она услышала от живших там на подворье сестер, что одна Рыбинская купеческая вдова, богатая домовладелица М.И.Боровкова хочет с ней познакомиться и поговорить с ней на счет подворья, так как она слышала, что Игумения ищет купить местечко. Когда они увиделись, то госпожа Боровкова предложила ей целое угловое место с большим двухэтажным домом, каменным флигелем, с отдельными для каждого жильца погребами, сараями и общей прачечной, и все это предложила не купить, а принять в дар от нее. От такой неожиданности, а также от значительности самого дара, Игумения пришла в замешательство, как бы не веря слышанному, но Боровкова говорила серьезно и поставила ей лишь одно условие, а именно: пока она – Боровкова – жива, она будет состоять полной хозяйкой своего имения, т.е. с одной стороны получать все доходы квартирантов и с другой – производить все оплаты домовых и поземельных и других налогов; ремонтировать здание и вообще все, даже и флигель в пять комнат, предоставляемый ею тотчас же на жительство сестер. Она просила Игумению тотчас приступить к делу ходатайства через Епархиальное начальство о Высочайшем разрешении принять дар.
Понятно, что все это было скоро исполнено и в 1890 году были совершены все формальности и имение госпожи Боровковой перешло в собственность Леушинского монастыря. Почти одновременно с устройством этого подворья в городе Рыбинске, было устроено и другое - на берегу р.Шексны в ближайшем 10-тиверстном расстоянии от обители при деревне «Борки». На этом месте всегда приходилось насельницам Леушинской общины, состоявшим не только из сестер, но и воспитанниц, и членов причта, и других, а равно и богомольцам, посещающим обитель, проезжая туда и обратно, садиться и сходить с парохода при посредстве небольшой лодочки, подплывая к нему, что представлялось не только неудобным, но и небезопасным, особенно в темные осенние ночи или при ветряной и ненастной погоде; причем в ожидании парохода необходимо было оставаться на берегу под открытым небом, нередко под дождем и грозой. Чтобы предотвратить такие громадные неудобства, вследствие каковых и многие из желающих посетить обитель не могли исполнить этого, Игумения Таисия вошла в соглашение с хозяевами пароходства по реке Шексне господами Милютиными и К0 об устройстве пароходной пристани, каковое взяла на средства и заботы монастыря, от них же заручилась обещанием «обязательно приставать пароходу во время каждого рейса к пристани и стоять тут для слушания молебного пения «о плавающих и путешествующих», которое совершается нанятым от монастыря священником и монастырскими певчими. Для жительства сих последних, а равно и для остановки богомольцев, едущих и идущих в монастырь и обратно, - выстроила на берегу Шексны, на земле, принадлежащей крестьянам местной деревни «Борки» два дома, один одноэтажный, другой двухэтажный для приезжающих.
Для пения молебнов на правой стороне пристани отведена просторная, увешанная иконами каюта, над крышей которой красуется небольшая главка с крестом; а над всей пристанью помещается большая доска, в которой врезана икона Казанской Божией Матери и сделана надпись: «Пристань Леушинского женского монастыря». Это учреждение оказывается благодетельным не только для самого монастыря, но и для всей окрестности, имеющей общение с пароходом посредством пристани для нагрузки и выгрузки своих товаров, что приняло, сравнительно, гораздо большие размеры, чем прежде, а также представляет немалое удобство и для самой компании пароходства. С этой пристани неоднократно совершались крестные ходы в обитель с привозимыми святынями, как например, на освящение храма частиц св. мощей и нового колокола, везенного для обители людьми. Его Императорское Высочество, Великий Князь Владимир Александрович, проезжая по реке Шексне в 1892 году для осмотра Мариинской системы шлюзов, почтил посещением эту пристань, слушал молебствие, причем сам подпевал и очень одобрил пение.
В противоположной каюте были выставлены рукоделья монахинь и воспитанниц, причем одна из сих последних (самая маленькая) говорила Его Высочеству стихи, нарочито по поводу его приезда составленные. Настоятельница Игумения Таисия поднесла ему образ Спасителя, риза на котором была вышита золотом сестрами обители; образ был на подушке, также вышитой золотом. Его Высочество много говорил с настоятельницей, хвалил устройство и просвещенность обители и подарил Игумении свой портрет с собственноручной надписью.
Пристань эта существует поныне, принося обители, кроме вышеизложенных удобств сообщения, и небольшой доход, получаемый от проезжающих путешественников, полагающих свои лепты за молебны и свечи.
Настоящий текст является главой книги Игумении Таисии
«Историческое описание Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря».
СПб.,1915


ЛЕУШИНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ

Леушинская икона Похвалы Божией Матери ныне известная под названием «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», являлась главной святыней Леушинской обители. В начале 1860-х. гг. ее пожертвовал в храм св. Иоанна Предтечи в Леушино гатчинский купец Гавриил Медведев. В честь этой иконы Игумения Таисия воздвигла величественный Похвальский собор (1889 г.). С нее в иконописной мастерской монастыря под руководством монахини Алипии делались списки. Один из них находился в иконостасе Леушинского Подворья в Петербурге. Особый список был сделан для о.Иоанна Кронштадтского, на котором по благословению Игумении Таисии была сделана надпись «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Дорогой Батюшка сам освятил его. Впоследствии о.Иоанн благословил этим образом купца Василия Муравьева, будущего старца Серафима Вырицкого, и предсказал, что он будет молиться пред образом за Россию 1000 дней. При этом о.Иоанн назвал этот образ - «Спасительница России». Старец Серафим исполнил благословение Иоанна Кронштадтского и вымолил победу России пред этой иконой. Ныне этот список, находится в Свято-Георгиевском монастыре Черниговской епархии. Наряду с Державной, Песчанской, Валаамской, Свято-Крестовской иконами Богматери - Леушинская также является одной из икон последних времен, которыми Всемилостивая Заступница заступает за род христианский.
Кто же написал дивный образ, завершивший историю ХХ века? Недавно в Архиве Новгорода (ГАНО) прихожанка Леушинского подворья Тамара Федоровна Литвинова нашла новые материалы по Леушинскому монастырю, в том числе Формулярные списки леушинских сестер.
Один из них принадлежал монахине Алипии, которая несла послушание заведующей монастырской Иконописной мастерской. Идея создания мастерской возникла у Игумении Таисии в период возведения собора Похвалы Божией Матери (1886 - 1889), который надлежало весь расписать. Для этого настоятельница направила некоторых сестер для обучения в Академию художеств.
Самой способной из них была послушница Анна Ильинична Герасимова - крестьянская девочка, поступившая в Леушинский монастырь (тогда еще общину) в 1877г. в 9-летнем возрасте. Ее послушанием было клиросное пение и иконописание.
Икопописица участвовала в создании иконостасов Похвальского собора, церкви Спаса Нерукотворного - келейного храма Иг. Таисии, пустыньки Крестик, основанной Иоанном Кронштадтским в Леушино. В 1897 г. Анна Герасимова была определена в число послушниц, видимо к этому времени относится и назначение ее руководительницей Иконописной мастерской. 17 февраля 1906 г. духовником монастыря игуменом Иларионом послушница Анна была пострижена в монашество с наречением имени в честь прп. Алипия Киево-Печерского, первого русского иконописца. В Формулярном списке отмечено, что м.Алипия “качеств весьма хороших, способна и усердна”.
В качестве заведующей мастерской м.Алипия удостоилась в 1913 г. быть принятой Их Императорскими Величествами в составе депутации сестер. Матушки преподнесли Наследнику Цесаревичу сделанный в монастыре Великокняжеский Стяг.
В чем состояла благодатная сила леушинских икон?! Видимо, не только в профессионализме иконописиц, но и в том, что они создавались руками Христовых невест, неразлучных с молитвенными четками. К сожалению, главные труды Леушинских искусниц были уничтожены водами Рыбинского «моря». Но милостию Божией в куполе Петербургского подворья сохранились леушинские росписи:сонм святых, предстоящих Богоматери, которые предстоит еще восстановить.



ПРОСЛАВЛЕНИЕ ЛЕУШИНСКОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ НА УКРАИНЕ

23 апреля 2002 г. Священным Синодом Украинской Православной Церкви Леушинская икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» была внесена в список чудотворных. С этого времени почитание сей святыни все более ширится.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Образ Божией Матери, именуемый "Аз есмъ с вами и никтоже на вы" был написан по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского и освящен этим же угодником Божиим. Позднее икону получил в благословение от святого Иоанна преподобный Серафим Вырицкий (+1949), который в 1937 г. повторил перед ней подвиг преподобного Серафима Саровского - молитвенное коленопреклоненное стояние в течение 1000 дней и ночей. Сохраняемая после кончины Вырицкого старца благочестивыми людьми, икона со временем оказалась в Украине, а в 1997 г. была подарена Свято-Георгиевскому женскому монастырю в с.Даневка Козелецкого благочиния Черниговской епархии.
Эта обитель основана в 1654 г. искавшими пустынножительства иноками Троицкого монастыря, что находился в самом Козельце и документально известен с 1645 г. (упразднен в 1786 г.). Закрытая советской властью, Даневская обитель возродилась в 1995 г. как женский монастырь.
Передача иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" в монастырь произошла накануне праздника Похвалы Божией Матери. За время своего пребывания в обители икона прославилась ниспосланием верующим - после молитв перед святыней - ниспосланием от Бога скорой благодатной помощи верующим, в том числе исцелением страждущих. Свидетельства об этих чудотворениях, среди которых много показаний священнослужителей, приведены в двух изданных Свято-Георгиевским монастырем книгах.
Благодаря посылаемой Господом людям благодатной помощи ради молитв у иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" святыня пользуется особой любовью и почитанием. Святой образ дважды привозили на поклонение в Свято-Введенский монастырь г.Киева, в храмы городов Кировограда, Чернигова, приходы Киевской епархии.
В Свято-Георгиевскую обитель в Даневке приезжает для поклонения чудотворному образу много паломников из разных городов Украины, России, Белоруссии, Молдавии.
Своей благодатной помощью, исходящей даже от литографии, икона прославилась и в Вашингтоне (США), и в Италии, о чем свидетельствуют письма и телефонные звонки из этих стран. В начале апреля 2002 г. из Вашингтона (США) верующими переданы записки для молебна перед чудотворным образом, закуплено много книг и литографий иконы, освященного возле святыни масла. В Свято-Георгиевский монастырь поступает много устных и письменных прошений благословить написание копии иконы Божией Матери "Аз есмъ с вами и никтоже на вы" для приходов. Во многих храмах различных епархий уже имеются копии святого образа (города Киев, Запорожье, Симферополь, Житомир, Вишневое, Днепропетровок, Измаил и др.).
Образ Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы" печатается во многих православных журналах и календарях. В Свято-Георгиевском женском монастыре чудотворному образу написан акафист и ноты к акафисту. 13 апреля 2002 г. в престольном монастырском храме освящен Престол левого придела в честь Даневской иконы Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы".
23 апреля 2002 г. Священным Синодом Украинской Православной Церкви Даневская икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы" внесена в список чудотворных и установлен день ее празднования на Похвалу Божией Матери (Суббота - пятая неделя Великого поста).


О ЛЕУШИНСКОМ ОБРАЗЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «АЗ ЕСМЬ С ВАМИ И НИКТО ЖЕ НА ВЫ»
Рассказ писательницы Анны Ильинской на Леушинском подворье 7 февраля 2002 г.


На Леушинском подворье побывала писательница Анна Ильинская, которая последнее время много занимается изучением истории и сбором материала о Леушинской иконе Божией Матери «Аз есмь с вами и никто же на вы». 7 февраля 2002 г. она выступила на Свято-Иоанновском семинаре, который проводится периодически на подворье и рассказала о своих находках и открытиях в связи с иконой Божией Матери.
Меня часто спрашивают, почему я не пишу художественных произведений? Иногда я тоже думаю, что можно написать какой-нибудь роман, вывести старца, новомучеников, какой-то духовный поиск, как у Достоевского – у него ведь духовные романы. Может быть, я к этому приду, но я чувствую, что это пока не нужно, потому Господь сам пишет такие сюжеты, ситуации, что не нужно их выдумывать, сидеть за столом и записывать свои «черные» мысли. Надо быть повнимательнее к тому, что происходит вокруг нас.

Вот эта история с иконой “Аз есмь с вами и никтоже на вы”. Как она вошла в мою жизнь!? Мне это самой неведомо. Я просто буду рассказывать и писать так, как это было на самом деле. Я анализирую все эти события, что было в начале, что в конце, как это развивалось самой жизнью. Мне кажется, что это будет лучше всяких романов, рассказов и сочинений.
Я считаю, что начало прославления этой иконы было положено где-то году в 1992 – 1993, когда я познакомилась в Киеве с келейницей владыки Варнавы (Беляева) матушкой инокиней Серафимой. Есть такой батюшка отец Евмений. Тогда он был в Киево-Печерской Лавре. Он издавал газету “Свет Почаевский” - прекрасное издание. Сейчас он в Макариево-Решемской пустыни. Именно он благословил меня побывать у этой матушки Серафимы и записать все, что она помнит. Я немного до этого читала о владыке Варнаве – он был владыка-исповедник. И поэтому с матушкой мы очень подружились. Я с ней познакомила своих духовных сестер из Киева, у которых я тогда останавливалась и жила. Их было двое: Фотиния и Лариса. У Фотинии я жила, Лариса была ее крестной мамой. Это будущая матушка Пелагия, в монастыре у которой и находится сейчас икона “Аз есмь с вами и никтоже на вы”. Мы путешествовали с ними по святым местам, и в Лавру, ходили на могилку к матушке Алипии, и, конечно, я познакомила их с матушкой Серафимой.
К матушке Серафиме мы ходили каждую свободную минуту. Ей было тогда 88 лет. Это был такой светлый, благодатный человек, она всегда давала прикладываться к святыням, рассказывала о владыке Варнаве. Мы понимали, что таких людей очень мало, и побыть с ней, в ее квартире, попить чай – это уже большой дар. И она всегда что-то дарила. Я вспоминаю, что она мне подарила три книжки, и может быть это имеет ко мне какое-то отношение.
Помню такой момент: однажды Ларисе (будущей матушке Пелагии), когда мы уходили, она вдруг дает книгу “Записки игуменьи Таисии”, там были изображены березки – первое издание. - “На, возьми, почитай”. Лариса говорит: “Матушка, мне так много книжек сейчас читать, я не буду”. “Нет, возьми”, - и она даже как бы всучила ей эту книжку. И потом Пелагия, когда уже была игуменией, меня спрашивала: “Ты помнишь, как это было?” «Конечно, хорошо помню». И она говорит: “Я взяла тогда только из вежливости к матушке”. В то время она поняла одну духовную опасность: хлынул большой поток православной литературы, многие православные читали просто все – про этого подвижника, про того, этот здесь, этот там. Но о подвижниках не достаточно просто знать, надо становиться ими, надо им подражать. А то получается набор информации на уровне головы. Она тогда эту опасность поняла и решила, что ей для себя достаточно Евангелия, Псалтири, дневной святой, и если есть еще семья, работа – этого достаточно. Ну, игуменья Таисия, ну очень хорошо. А матушка Серафима обозначила этой книгой, что игумения Пелагия будет иметь промыслительную связь с Леушинским монастырем и игуменией Таисией. Я считаю, что это было начало прославления иконы.
...Что я могу сказать про Свято-Георгиевский Козелецкий женский монастырь?! Он был возобновлен в 1995 году как сестринская община и был передан Церкви. Первая игумения его была матушка Антония. Но у нее что-то дело не заладилось. Я не вникала. Что-то разваливалось, и люди уходили, не было денег, коммуникаций – все было очень сложно. Сейчас как монастыри передают - просто говорят: “Монастырь передан Церкви”, а фактически никакой помощи, финансирования нет.
Этот монастырь опекал старец схиархимандрит Феофил. Он сейчас покоится в Китаевской пустыни. Это был духовный отец матушки Пелагии. Он туда ее направил, и она там была послушница при этой игумении Антонии. Потом, когда все люди разошлись, она оказалась на приходе у старца. Уже ее духовный отец Феофил умер, и ее новым духовным отцом стал Пимен (Стравищевов ?). Его надо поминать как схиархимандрита Серафима, он умер буквально года два назад. И однажды ей передают, что ее требует к себе владыка Антоний. Она тогда была рясофорной послушницей, даже не инокиня, а рясофорная послушница с тем же именем. Она не сразу поехала к нему, а когда приехала, он дает ей послушание принять манатейный постриг, сан игуменьи, и принять эту разрушенную обитель. Она, конечно, была потрясена, ведь это такая большая ответственность – принять обитель. Послушание надо выполнять, а как?
Она говорит, что когда она приехала в эту обитель, там было 2 послушницы и пономарь. Не было ничего: ни священника служить литургию, не было воды. Потому что там был Дом престарелых, и его директор стал очень враждовать с монастырем, не давал им даже воду. Когда я у них была в 1999-м году, была проблема умыть лицо. Она человек достаточно деятельный, умеет реально жить. Она приняла эту обитель 5 марта 1997 года. Я точно помню, так как это дата Корнилия Псково-Печерского и у нашей сестры Фотинии, которая там сейчас подвизается, день рождения.
И вот, на Субботу Акафиста, прошло 5 недель, это было начало – середина апреля 1997 года, надо читать акафист Похвалы Божией Матери. Матушка Пелагия говорит: “Я накануне просматривала все иконы Божией Матери – перед какой читать акафист – и осталась очень недовольна. Все не то. Все иконы Божией Матери святы, прекрасны, и все же все что-то не то. Я была в большом раздумье”, - говорит она. И тут приезжает из Киева пономарь, который ездил в Китаевскую пустынь, и говорит: “Я сейчас в автобусе встретил игумена Херувима”. А надо представлять: территориально трасса Киев-Чернигов – это 2 часа, Козелец – ровно 1 час. Пономарь сошел, а отец Херувим поехал дальше к себе в Чернигов, там еще 7 км пешком. “Отец Херувим сказал, чтобы вы приехали к нему, он хочет пожертвовать в монастырь какую-то икону”. Она говорит, что от этого известия как-то сразу воодушевилась и почувствовала, что сразу должна ехать. И прямо запрягла шофера Николая на стареньком самосвале. И она двух послушниц и пономаря почему-то благословила и велела: “Встретьте нас хлебом-солью”. Ведь Царицу Небесную надо встречать с хлебом-солью.
Отец Херувим, действительно, пожертвовал 2 иконы: одна – Божией Матери “Аз есмь с вами и никтоже на вы”, которую она никогда раньше не видела, а вторая большая, может она была в иконостасе, - апостолы Иаков и Иоанн. Потом она говорила, что Матерь Божия ехала в наш монастырь в сопровождении двух апостолов, как она иногда являлась с Иоанном Богословом, с апостолами, с Иоанном Предтечей, и вот сейчас они Ее сопровождали, как в этих видениях. Матушка Пелагия говорит: “Представьте мое потрясение, когда я увидела, что выходят наши с хлебом-солью на рушнике и священник с крестом”. Оказывается, промыслом Божиим, такой старенький священник, отец Борис, заштатный, заехал просто посмотреть, что здесь за монастырь, как тут дела. И оказалось, что такую Игуменью встретил священник. И они служили молебен, акафист, литургию. Для них тогда причаститься было большим даром, ни один священник не задерживался, так как и жить негде, зарплату не платят, рядом дом инвалидов, душевнобольных людей. Это было чудо. Потом, она говорила, все в монастыре как-то стало налаживаться. Приходила помощь откуда-то ниоткуда. Верующий человек знает, что устраивается все само, и помощь приходила ниоткуда. Это был 1997 год. Проходит 2 года.
Отец Херувим пожертвовал эту икону – икону необычную. Когда в 1999-м году по благословению матушки я приехала писать историю их монастыря и этой иконы, этот листочек я держала в руках. Сам схиигумен Херувим написал для матушки. Я свидетельствую то, что там было написано. Игумен Херувим пишет почерком необычным с ятями (я посмотрела почерк отца Геннадия – он чем-то похож), то есть совсем игнорирует нашу обмирщенную орфографию, пишет как раньше. Он пишет (в моей книге, которая выйдет, этот листочек будет приведен от начала до конца), что икона Божией Матери “Аз есмь с вами и никтоже на вы” есть спасительница России, пересказываю своими словами.
Что эту икону подарил святой праведный Иоанн Кронштадтский Василию Муравьеву, будущему Серафиму Вырицкому, заповедав ему молиться перед этой иконой о спасении России. И сказал также, вернее, предрек, что много печального и тяжелого ждет Россию и русский народ. Старцы тогда плакали горькими слезами. И что эта икона, видимо, спасет наш народ от всего этого ужаса.
Василий Муравьев принял эту икону, потом он стал старцем Серафимом. Эта икона была с ним в Александро-Невской лавре, была его келейной, он молился пред ней. Когда его отправили в Вырицу на излечение, он спросил у митрополита Григория (Лебедева), что ему делать с этой иконой – даром Иоанна Кронштадтского. И митрополит Григорий ответил, что, поскольку она святым праведным Иоанном вручена вам на сохранение, будьте ее хранителем и забирайте ее с собой в Вырицу.
Так эта икона попала в Вырицу. Там перед ней старец Серафим два раза совершил подвиг тысячедневного и нощного моления на камне: 1-й раз – в 1937 году, а второй – в 1942 году. Так написано в листочке схиигумена Херувима. Это я помню точно. В 1937 г. он совершил этот подвиг перед иконой “Аз есмь с вами и никтоже на вы”, а во время Отечественной войны – перед иконой своего небесного покровителя. В 1937 году, когда он молился перед этой иконой, от нее началось очень много чудес, исцелений, и даже был воскрешен мальчик. В моей будущей книге много собрано свидетельств об этих чудесах.
1937 год – страшная лютость. Власти восстали на эту икону, и Серафим Вырицкий чувствовал, что ее заберут у него. Когда к нему приехала раба Божия Лидия (там написано), он совершил постриг ее в монашество, может прямо у себя в Вырице в келье, и вручил ей эту икону, сказав, что эту икону все равно заберут, а ты ее возьми и сохраняй ее. Она спросила: “Что мне делать с ней, когда я умру?” А он ответил: “Ты отдашь ее Херувиму”. С этим она и жила.
В 1962 году отец Херувим, сейчас ему где-то 60-70 лет, пожилой, а тогда было ему лет 30, 20, он приехал в Питер и попал в гости к этой матушке. Как только вошел, он увидел эту икону и воспылал такой любовью, и сразу сказал матушке: “Отдайте мне эту икону”. Она ответила: “Я не могу, потому что она Серафима Вырицкого, и я должна отдать ее Херувиму”. “Ну так я и есть Херувим”. Раньше, она говорит, не встречала человека с таким именем. А другие матушки, ее духовные сестры, восстали на нее за то, что она хочет отдать такую святыню, устроили совет. Но получилось так, что все-таки он ее вывез. И была она долго в Чернигове – с 1962 года.
У отца Херувима была мать – схиигуменья Александра. Там написано, что перед этой иконой после Серафима Вырицкого тысячу дней и ночей молилась о спасении России схиигуменья Александра. Не было написано, что это его мать (о. Херувима), это матушка Пелагия говорила. Схиигуменья Александра была пострижена митрополитом Сергием. Если схиигуменья, то должен быть монастырь. Но в Чернигове в то время не было монастырей. Помните Лаврентия Черниговского, там были какие-то общинки, какие-то матушки. Может быть, она была схиигуменьей какого-нибудь катакомбного тайного монастыря. Это старица очень высокой жизни.
Есть такая большая черная книжка “Лаврентий Черниговский, житие, акафист, поучения” в твердом переплете, по-моему, издательство “Русская панорама”, Москва. В ней очень много ссылок, сносок отца Херувима (Дегтяря) – он там очень уважаемый человек. В этой книге о схиигуменье Александре написано следующее. Примерно за месяц, за несколько недель до своей кончины Лаврентий Черниговский говорит ей: “Вышей мне схиму для моего погребения”. И она стала вышивать схиму. Схима же шьется долго, может быть, год.
Старец опочил о Господе, его, конечно, погребли, а она продолжала выполнять послушание – шить и вышивать эту схиму. По-другому она не могла. Затем дошила, скатала сверточек и сложила в шкаф. Прошло очень много лет. И кстати, мы все впятером: Лариса, будущая матушка Пелагия, Светлана, которая сейчас послушница в Георгиевском монастыре, я, дочка матушки Пелагии Аннушка, и еще Лариса Алексеевна Чередниченко, которая написала книжку о матушке Алипии, мы все были на прославлении Лаврентия Черниговского. Это мое первое прославление. Когда вечером мы поминаем как обычного человека, а утром поется величание, причастие, выносятся мощи. Мы были свидетелями, как его понесли из склепа. Он был не в земле, а в склепе под Троицким собором. И когда его понесли, это было такое благоухание, это было, действительно, такое чудо. Лежит, ручки коричневые, совершенно не деформированные, такой чудесный! И лежит именно в этой схиме, которую вышила матушка Александра.
Потому что отцу Херувиму владыка сказал: “Поищи хорошую, молитвенно вышитую схиму для облачения мощей преподобного”. Он думает, где найти хорошую, молитвенно вышитую схиму? И что-то стал копаться в своем шкафу, и этот сверточек, который его мама давным-давно вышила и положила, обнаружился. И в этой схиме, вышитой матушкой Александрой, которая молилась перед этой иконой, Лаврентий Черниговский сейчас покоится.
Матушка Александра тоже молилась перед этой иконой. Было это где-то в конце 60-х – начале 70-х годов. И от этой иконы ей исшел глас: “В день своего ангела готовься предстать пред Господом”. Она в честь мученицы царицы Александры одновременно с Георгием Победоносцем – 6 мая. И она в этот день умерла. Икона предсказала. Я отца Херувима понимаю, он не мог поступить иначе, у него не было выбора. Его мама Александра, в один день с Георгием Победоносцем, она умерла в этот день, и рядом поблизости открывается монастырь Георгия Победоносца. Все совпадает. И Серафим Вырицкий предсказал.
И передал о. Херувим икону накануне праздника Похвалы Божией Матери. И когда я стала читать о матушке Таисии - там собор Похвалы, монастырь Похвальский. И эта икона стала очень почитаться в монастыре. Сестры по очереди молятся, и ночью становятся, от 12-ти до часу поднимаются, читают акафист. Матушка Пелагия написала этот акафист. Она сидела, и вдруг пошел текст, как она сама рассказывает, в виде молитвы. Она записала кусками, икос, кондак, а затем пригляделась: “Боже мой, я пишу акафист!” И тут же все прекратилось, аналогично тому как Петр по воде ходил, усомнился и стал тонуть. Затем она молилась, слова пришли, и она закончила акафист. Сначала никому не показывала. В 1995 году, когда я там была, она не давала его переписать. Затем, спустя несколько лет написала прошение Владыке. Владыка ей разрешил читать этот акафист в монастыре, праздновать эту икону на Похвалу Божией Матери, и левый придел храма Георгия Победоносца, он тогда восстанавливался, владыка разрешил освятить в честь иконы “Аз есмь с вами и никтоже на вы”. Есть местночтимые епархиальные, а это только в этом монастыре принято. Для матушки очень важно, что владыка подписал этот документ 15 марта, не помню точно, то ли 1998, то ли 1999 года. Мы с матушкой потом говорили, я в этом увидела, что эта икона - преемница Державной. Державная икона Божией Матери – для своего времени, а икона “Аз есмь с вами и никтоже на вы” - для нашего времени. В это ужасное, кошмарное время она является для укрепления нам. Я написала об этой иконе и ей оставила, тогда о ней почти никто не знал.
Потом матушку Пелагию кто-то смутил, встревожил, и она стала сомневаться, что эта икона принадлежала Серафиму Вырицкому, и она попросила меня узнать, сказав: «Ты много ездишь, может что-нибудь услышишь о ней. Один Херувим не свидетель, надо 2, а лучше 3, чем больше, тем лучше». Какое-то время она молчала об этой иконе. Но уже начались какие-то исцеления, чудеса, приезжали паломники. Я участвовала в крестном ходе в 1999 году от подворья Оптиной пустыни. Я проездила 39 дней, и мы закончили у Феодосия Кавказского. Мы проезжали Смоленск, Чернигов, и я сказала, что здесь недалеко есть такой монастырь, есть такая икона, и мы заехали. Матушка Пелагия приняла нас прекрасно. Мы там трапезничали, и все возле этой иконы молились, утром причастились, и был такой подъем! И они все узнали о ней. Может быть, после этого о ней пошла речь. В монастыре в одной из книжек написано, что приезжала группа паломников во главе с монахом М. (полное имя не названо). Отец Моисей говорит, что перед этой иконой он открыл множество забытых грехов. Вечером он исповедался и утром опять пошел на исповедь к батюшке. Она напоминает вещи, которые мы должны помнить и покаяться в них. Рассказ об этом крестном ходе есть в книге “Дивный старец Феодосий”. Там икона не названа, мне разрешили опубликовать только то, что относится к Феодосию Кавказскому. Это будет в 3-й книге, мы сейчас готовим, там будут материалы и из 1-й и из 2-й книги, кирпичик такой.
В монастыре они уже издали три книжки, но их можно купить только в монастыре. Очень нужно, чтобы в Петербурге было издано об этой иконе и о связи с Леушинским подворьем. 2 книжки – это описание чудес, о которых пишут люди, свидетельствуют об исцелениях, чудесные истории. Одна толстая книжка во славу Божию об истории монастыря. Я сюда приехала на подворье с желанием приложиться к списку. Когда была выставка в Москве, мы с отцом Геннадием встретились, он дал газету “Леушино” со статьей о том, что нашли имя иконописицы Алипия Леушинская, которая возглавляла иконописную мастерскую. И есть фотография Варваринского придела, где есть эта икона. Когда я искала ее следы, то обнаружила ее в Никольском соборе, в нижнем храме – там она в полный рост.
После рассказа Анны Ильинский последовало много вопросов и состоялась живая беседа о Леушинской иконе.
О. Геннадий. По всем параметрам это икона из иконостаса Леушинского подворья. Мы сканировали фотографию внутреннего вида храма подворья Леушинского монастыря, увеличивали и когда рассмотрели, поразились, увидев эту икону. Икона была очень чтима в монастыре. С нее неоднократно делались списки, но какой был первый, трудно сказать. Понятно, что эта икона духовно рождена в Леушино, значит, матушкой Таисией. Кто мог дать название иконе такое необычное название “Аз есмь с вами и никтоже на вы”, кроме самой настоятельницы. Эта икона ее открытие, и ее откровение, ее прозрение, может быть она основана на каком-то видении Игумении Таисии. Надо хорошо вчитаться в ее “Записки”, может это связано с видением 1881 года.
Анна Ильинская. Я вижу и знаю, что люди спрашивают про эту икону, хотят о ней знать, хотят о ней читать. Все это будет в книге. Сейчас в газете “Русь Державная” выходит моя статья об этой иконе.
О. Геннадий. Есть традиция называть иконы не только по смыслу, но и по месту их происхождения или создания. Казанская Одигитрия, Владимирская икона Божией Матери Умиление, Царскосельская икона Знамения, Абалацкая икона Знамения. Указание на происхождение раскрывает смысл иконы. Естественно икону «Аз есмь с вами и никтоже на вы» именовать также именем Леушино, где она была создана, воплотив в себе благодать этой великой обители и духовный опыт игумении Таисии. Эта икона соединила имена величайших молитвенников ХХ века: Игумении Таисии, св.Иоанна Кронштадтского, прп.Серафима Вырицкого.
Вопрос. Сейчас уже известно, что существовало несколько списков этой иконы еще до революции. Можно ли сказать, какой из них был написан первым?
Анна Ильинская. На этот счет я думаю так. В 1894 году икона была уже в Варваринском приделе. Что в это время делал Серафим Вырицкий, т.е. Василий Муравьев? Он родился в 1866 году. В 16 лет назначен на должность приказчика (это 1882 год). Еще через год - старший приказчик (1883 год). В 1895 году открылись Высшие Коммерческие курсы (по книге В.Филимонова «Русская Голгофа»). В 1897 году эти курсы окончил старший приказчик Василий Муравьев. Так что только после этого он стал купцом. А икона уже три года была. Значит, в любом случае ему подарен не первый список.
Далее по книге Трофимова о прп.Серафиме Вырицком в 33 года произошло его призвание к старчеству. Это 1898 год. Он даже был на Афоне (хотя это - спорно). Далее Трофимов пишет, что «имеются свидетельства, что возвратившись с Афона, Василий Иванович встретился с о.Иоанном Кронштадтским, который назвал его по имени и сказал, что Матерь Божия послала его с Афона в Россию. Вполне вероятно, что и подвиг старчества он принял с благословения великого Кронштадтского пастыря». То есть встреча с Иоанном Кронштадтским произошла в начале ХХ века. Очевидно, именно тогда он вручил Василию Муравьеву список с иконы, но не саму икону, которая пребывала в иконостасе с 1894 года. Это я поняла только сейчас, внимательно отследив все даты. В Чернигове находится чудотворный список, но видимо не единственный. Именно пред ним молился прп.Серафим Вырицкий.
Я действительно чувствую, что Черниговская икона - это одно, а Всероссийская Леушинская икона - это другое. Смысл слов, что икона будет принадлежать св.Георгию Победоносцу, видится мне сейчас, как принадлежность всей России, ведь этот святой - символ Москвы, которая есть Третий Рим - а четвертому не бывать. Леушинская Богоматерь связана с Матушкой Таисией и Великой Леушинской тайной.
 

 

маркированный список

В начало

маркированный список

Назад

маркированный список

Дальше

 


Главная

Иконы

Молитвы

Copyright © 2002. S.O.V. 
E-mail:
autograph-mus@narod.ru

Хостинг от uCoz